Апробаційна стаття "Развитие женского духовного образования в Чернигове во второй половине XIX столетия"

26.02.2020

Почати

26.02.2020 - 21:30

Кінець

26.02.2020 - 21:30

Категорії

Публікації

 

Апробаційна стаття студента ІІІ курсу аспірантури 

ієрея Віталія Герасименка на тему:

 

“Развитие женского духовного образования в Чернигове во второй половине XIX столетия”

 

Автор статьи на основе материалов, опубликованных в периодичных изданиях «Черниговские епархиальные известия» и других источниках, ставит цель исследовать развитие женского духовного образования в Чернигове во второй половине XIX ст. Главное внимание было уделено Епархиальному женскому училищу.

 

Ключевые слова: женское образование, духовное училище, Черниговская епархия.

 

Вопрос о женском духовном образовании на территории современной Украины впервые стал на повестку дня во второй половине XVIII века. Тогда 5 мая 1764 года указом императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге былоснован Смольный институт благородных девиц – это было первое высшее учебное заведение для обучения девочек.

 

Известно, что в начале своего правления императрица Екатерина II всячески старалась укреплять свою личную власть, и делала все возможное, чтобы показаться обществу реформатором тогдашнего общественного строя. Интерес к развитию женского начального и профессионального образования в Российской империи периода её правления определялся необходимостью модернизации образования в целом на территории империи. Поэтому открытие женского института не вызывало удивления в высших слоях общества, хотя в менталитете простого народа ещё не укладывался тот факт, что женщина может учиться и получать образование наравне с мужчинами. Безусловно, разница в образовании женщин и мужчин существовала с самого начала периода становления Киевской Руси. Женщины не могли занимать руководящие должности, не могли быть посвящены в священный сан, а в основном их основной задачей было вести хозяйство в доме, воспитывать детей и быть хорошей женой для своего мужа. Именно этому девушек учили с самого детства. В лучшем случае девочки могли получить элементарное образование в церковно-приходской школе, или в школе при женском монастыре.

 

Вопрос о женском образовании стал более актуальным при императоре Александре II, когда было отменено крепостное право. Крестьянская реформа 1861 года дала толчок новому движению, когда селяне получили свободу и женское образование уже не вызывало удивления в обществе. В епархиях постепенно начинали открывать учебные заведения для дочек местного духовенства, изначально это были школы. Однако по образцу столичного Смольного института, епархиальные архиереи стали работать над открытием учебных заведений духовного образца для девушек в своих епархиях.

 

Епархиальные архиереи Черниговской епархии постепенно проводили работу по открытию школы при каждом приходе, где дети получали бы начальное образование. Функционировали при епархии три духовных училища: в Чернигове, Стародубе и Новгород-Северском. Лучшие студенты имели право поступать в епархиальную Черниговскую семинарию для получения среднего образования. Высшее духовное образование можно было получить в Киевской Духовной Академии, которая была единственным высшим духовным учебным заведением на территории Украины.

 

Мысль об открытии в Чернигове училища для девиц духовного звания изначально принадлежала святителю Филарету (Гумилевскому, 1859 – 1866), архиепископу Черниговскому. Как только владыка был переведён на Черниговскую кафедру, он настойчиво стал искать возможности для учре. Ведь на тот период «на украинских землях практически не существовало учебных заведений для дочек духовенства за исключением школ при некоторых женских монастырях»[i]. С января 1861 года начался сбор средств для открытия и содержания училища. Для помещения училища был куплен дом, где ранее располагалось Дворянское Собрание. Владыка Филарет стал и первым меценатом училища, пожертвовав на его содержание 500 рублей[ii]. В конце 1865 года последовало разрешение Святейшего Синода на открытие в Чернигове училища для девиц.

 

30 января 1866 года состоялось торжественное открытие училища. Помогал святителю Филарету в вопросе открытия училища священник А. Юшков[iii]. Срок обучение составлял два года, но при этом был разделен на три класса, согласно действующего устава духовного училища[iv]. В 1868 году Святейшим Синодом был утвержден новый Устав Епархиальных женских училищ и соответственно и новая программа преподавания. С утверждением этого Устава получил юридическое оформление, фактически существовавший тип женских духовных учебных заведений. «Открытие женских учебных заведений для дочерей духовенства было включено в компетенцию созданного в 1867 г. Учебного Комитета при Св. Синоде. Епархиальные женские училища – это средние полузакрытые учебные заведения, обеспечивавшие общеобразовательную и педагогическую подготовку дочерей духовенства и иносословных (за отдельную плату), создававшиеся в епархиях по инициативе духовенства и архиерея, финансировавшиеся из местных (епархиальных) средств и находившиеся в ведении епархиального архиерея и Учебного Комитета при Св. Синоде»[v]. При этом, с ведением нового Устава, предполагалось сделать обучение в епархиальных женских училищах шесть классов по одному году каждый. Однако, из-за бедности Черниговской школы было принято решение проходить положенную программу шести классов за три года. Таким образом, воспитанницы училища за один учебный год проходили программу двух классов[vi].

 

Безусловно, с этого времени отношение к женскому образованию стало существенно меняться. Этому послужил указ Святейшего Синода 1867года, который запретил так называемую практику «прихода со взятием», когда место покойного священника занимал выпускник духовного учебного заведения, который женился на дочери священника. Традиционно должность приходского священника передавалась от отца к сыну, а если у священника были только дочери, его преемником становился муж одной их дочерей. После 1867 года такая практика была отменена. Помимо этого, раньше выпускники духовных учебных заведений должны были жениться на девушках только из духовного сословия, благодаря чему духовенство того периода было фактически закрытым сословием, теперь же «эти кандидаты получили большой простор и возможность в выборе себе невест из всех сословий»[vii].

 

В 70-80 годах XIXст. духовное епархиальное училище в Чернигове возглавляла Юлия Степановна Дейша, которая была выпускницей Смольного института благородных девиц в Петербурге, владела иностранными языками, увлекалась литературой и музыкой[viii].Она осталась вдовой и переехала в Чернигов к своему брату, так как самостоятельно воспитывала трех дочерей. Она получила должность начальницы училища благодаря протекции своего брата, известного черниговского врача Василия Степановича Гортинского. Юлия Степановна как никто другой подходила на эту должность. Позже ее дочь Вера Устиновна[ix] тоже преподавала в духовном училище французский язык, математику и каллиграфию.

 

Инспектором училища был назначен кафедральный протоиерей Григорий Диаконов. В училищный Совет также входили: Председатель Совета протоиерей Фёдор Лапухин, который в то время служил в Воскресенской городском храме[x].

 

Учебный план был составлен согласно уставу с точным применением приложенной к нему программы преподавания учебных предметов, утверждённой Святейшим Правительствующим Синодом. Преподавались арифметика, Закон Божий, география, физика, история и другие предметы. Наконец-то был введен французский язык.

 

В подготовительном классе на уроках Закона Божьего подробно изучали с объяснением молитву Господню, Символ Веры и десять заповедей Божьих. По арифметике – понятие о единице, числе, словесное и письменное исчисление до 1000, письменные задачи на сложение и вычитание[xi].

 

Писали студентки и письменные сочинения, однако их общий уровень был довольно слабым. Преподаватели замечали безграмотность в изложении мыслей, а также грамматические ошибки при написании.

 

Каждый преподаватель имел своей целью «направлять к тому, чтобы воспитанницы как можно лучше основательнее отчётливее усвоили преподаваемое и могли свободно передать оное, а не заучивать только и механически читать заученное»[xii].

 

Успехи воспитанниц училища определялись либо отметками письменными, или баллами, а также самим порядком и местом, какое занимала воспитанница в ведомости или списке. Изначально отметки по каждому предмету в каждом классе показывались в классных журналах, потом в двухмесячном итоге, то есть в ведомостях, представленных совету инспектором классов через каждые два месяца. Далее информация давалась в годичных ведомостях или списках преподавателей. Окончательное подведение итогов записывалось в общую годичную ведомость.

 

Что касается воспитательской части училища, то тут необходимо сказать, что воспитанницы живя в зданиях училища, были почти постоянно на глазах начальницы училища и воспитательниц, под их чётким надзором и руководством. Каждый день для воспитанниц проходили молитвы. Молились в начале дня утренними молитвами, в конце дня – вечерними молитвами. А также перед едой и после еды, перед уроком и по окончании урока. Каждый воскресный и праздничный день студентки ходили на богослужение в свою домовую церковь. Во время службы занимались чтением и пением на клиросе, по возможности исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Обязательное причастие было два раза в год: в Великий пост и Рождественский пост[xiii].

 

Состояние воспитанниц по отношению к требованиям приличия, вежливости и опрятности находилось на довольно удовлетворительном уровне. В редких случаях можно было услышать от ученицы невежливый тон в разговорах или ответах своим воспитателем и одноклассницам. За подобную дерзость, девушкам делались строгие выговоры, а также их могли лишить свободного времени на отдых и отправить на послушание. Что касается послушаний, то помимо рукоделия, девушек приобщали к домашнему – хозяйственному труду: стирке, уборке помещений, глажению вещей, приготовления еды на кухне и накрытию на стол, разной работой в саду по посадке овощей и другие послушания[xiv].

 

Первые изменения в учебном плане училища произошли в 1872 году. Именно тогда были введены факультативные предметы. Они были не обязательны для обучения, но по желанию родителей девушеки могли быть преподаваемые в неурочное время за отдельную плату. В числе таких предметов должны были быть введены: новейшие языки, музыка и рисование. Эти предметы хотели ввести по многочисленным прошениям местного духовенства, чтобы их дочери обучаясь в этом училище, выучили французский язык, который тогда был широко распространен в России, а также музыке. Интересно, что для обоих предметов предполагалось назначить одного преподавателя госпожу Кролицкую[xv]. Однако, эти предметы, как уже было сказано ранее, были не бесплатными. За обучение французскому языку плата составляла 5 рублей в год; за обучение музыки 20 рублей в год, причём, ещё 5 рублей нужно было заплатить за покупку музыкального инструмента и 3 рубля за настройку этого инструмента и ноты для него. Исходя из того, что плата за новые предметы была немалой, желающих учить новые предметы было не много. Французский язык изъявили желание учить 31 воспитанница, а музыку – 12 воспитанниц училища[xvi]. Но, несмотря на это, училищный совет принял решение не вводить французский язык как факультативный из-за того, что мало воспитанниц могли его оплатить. А вот преподавание музыки, несмотря на малое количество желающих, было принято ввести. Преподавательницею музыки была назначена госпожа Кролицкая. Уроки музыки стали проходить три раза в неделю в неурочное время, причём, для каждой воспитанницы было выделено лично по полчаса помимо общих занятий. При этом госпожа Кролицкая продала училищу своё собственный инструмент за 60 рублей. Эту сумму внесли 12 воспитанниц училища, заплативши по 5 рублей каждая. Таким образом, инструмент был выкуплен на нужды училища. Известно, что госпожа Кролицкая была частным преподавателем в доме Реклицкого и некоторых других частных домах Чернигова.

 

В 1873 году выпускницы получали право на звание домашних учительниц тех предметов, в которых за время учёбы в училище оказывали лучшую подготовку и лучшие знания. Что касается педагогической подготовки воспитанниц училища, то следует отметить, что «педагогическая подготовка в училище начиналась с изучения теоретического курса с дидактики или педагогики и продолжалась на практических занятиях в образцовой школе»[xvii]. Постепенно стали появляться мысли о расширении инфраструктуры училища. Нужно было новое здание для воспитанниц епархиального училища. Ведь желающих учиться в училище с каждым годом становилось всё больше. Однако конкретных шагов для этого не было сделано. Основной причиной было отсутствия средств. Требовалось 260 тысяч рублей. Только в 1881 году владыка Серапион (Маевский) выхлопотал в Святейшего Синода разрешение на постройку новых зданий для училища и даже предоставил проектные чертежи.

 

В 1882 году, по прибытию на Черниговскую кафедру владыки Вениамина (Быковского), вопрос о преобразования училища постепенно стал сдвигаться с мертвой точки. И главной задачей было наконец-то преобразовать епархиальное женской училище из трёхклассного в шестиклассное, чтобы воспитанницы обучались в каждом классе по одному году согласно уставу[xviii]. Начался процесс постройки новых зданий для духовного училища. После окончания строительства в здании училища был открыт домовой храм, который был освящен 1 октября 1886 года епископом Черниговским Вениамином.

 

Благодаря этому, количество учениц в училище стало возрастать, если раннее было не больше 45 учениц в классе, теперь же ограничения были сняты и количество учениц увеличивалось. К примеру, в 1885 году в училище обучалось 292 воспитанницы[xix]. А в 1886-1887 учебном году общее число воспитанниц составляло 330 человек. В шестом классе 35; в пятом – 46; в четвертом штатном классе – 31; в четвертом параллельном – 33; в третьем классе училось 53 воспитанницы; во втором штатном классе – 27; а в параллельном – 24; в первом классе 43 воспитанницы; а в подготовительном 35 человек[xx]. В1906 году количество воспитанниц увеличилось до 487 человек, что позволило училищу стать самым многочисленным учебным заведением в Чернигове[xxi].Увеличение количества воспитанниц в духовном училище свидетельствует о востребованности женского духовного образования.

 

Можно сделать вывод, что состояние училища в исследуемый период было в целом на вполне удовлетворительном уровне. Предметы преподавались по уставу Святейшего Синода, хотя уровень самих воспитанниц был не высоким. За время провождения в училище девушки имели возможность научиться не только грамматике, но и хозяйственному труду, что делало из них хороших невест для будущих священнослужителей. Женское образование становилось все более востребованным, об этом свидетельствует выше приведенные факты и статистические данные. Епархиальное управления Черниговской епархии ставило целью дать достойное образование будущим женам священнослужителей, чтобы они становились достойными помощницами своим мужьям в организации приходской жизни.

 

Список использованной литературы

 

  1. Колесник О. Благодійність православного духовенства у справі поширення жіночої освіти в Чернігівській губернії у другій половині ХІХ – на початку ХХ століть. // Сіверянськийлітопис. 2011. №6.

 

  1. Черниговские Епархиальные Известия (далее – ЧЕИ). 1868. №12.

 

  1. Краткая историческая записка, по случаю окончания построек нового каменного трёх – этажного здания в женском епархиальном училище и освящения в нём церкви, 1-го Октября 1886 года. // Прибавление к ЧЕИ. 1886. №20.

 

  1. Крапивний Я. Особливості професійної підготовки вчителів у жіночих єпархіальних училищах Чернігівщини (1872 – 1891 рр.) Я. Крапивний // Ніжинськастаровина. Збірник регіональної історії та пам’ятознавства. (Серія «Пам’ятознавство Північного регіону України, №5) :Зб. Наукових праць. К., 2013. №16 (18).

 

  1. Несколько слов по поводу второго выпуска воспитанниц Черниговского женского епархиального училища. // Прибавление к ЧЕИ. 1873. №19.

 

  1. Сапон В. М. Вулиці Старого Чернігова: Історико – краєзнавчіетюди. Чернігів. РВК «Деснянська правда», 2007.

 

  1. Журнал заседания Черниговского епархиального женского училища от 26 января 1872 года. // ЧЕИ 1872. №6

 

  1. Яковенко Г. Г. Чернігівське єпархіальне жіноче училище як осередок початкової педагогічної підготовки. // НіжинськаСтаровина. К., 2015. №20 (23).

 

  1. Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно-воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3.

 

  1. Список воспитанниц Черниговского епархиального женского училища за 1884/1885 учебный год. // ЧЕИ. 1885. №15.

 

[i]Колесник О. Благодійність православного духовенства у справі поширення жіночої освіти в Чернігівській губернії у другій половині ХІХ – на початку ХХ століть. // Сіверянський літопис. 2011. №6. С. 57

[ii] Известия. Черниговские Епархиальные Известия (далее – ЧЕИ). 1868. №12.С. 545 – 546

[iii]Крапивний Я. Особливості професійної підготовки вчителів у жіночих єпархіальних училищах Чернігівщини (1872 – 1891 рр.) Я. Крапивний// Ніжинська старовина. Збірник регіональної історії та пам’ятознавства. (Серія «Пам’ятознавство Північного регіону України, №5) : Зб. Наукових праць. К., 2013. №16 (18). С. 81 – 85

[iv] Краткая историческая записка, по случаю окончания построек нового каменного трёх – этажного здания в женском епархиальном училище и освящения в нём церкви, 1-го Октября 1886 года. // Прибавление к ЧЕИ. 1886. №20. С. 662

[v] Козлов К.В. Создание епархиальных женских училищ в России во второй половине XIX века [Электронный ресурс] // Макарьевские чтения. 2006. № 5. Режим доступа: URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2006/index.html (дата обращения 17.02.2020).

[vi] Краткая историческая записка, по случаю окончания построек нового каменного трёх – этажного здания в женском епархиальном училище и освящения в нём церкви, 1-го Октября 1886 года. // Прибавление к ЧЕИ. 1886. №20. С. 663

[vii] Несколько слов по поводу второго выпуска воспитанниц Черниговского женского епархиального училища. // Прибавление к ЧЕИ. 1873. №19. С. 327

[viii]Сапон В. М. Вулиці Старого Чернігова: Історико – краєзнавчі етюди. Чернігів. РВК «Деснянська правда», 2007. С. 56

[ix]В 1898 году вышла замуж за известного украинского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского. Жили в Чернигове, в браке родилось четверо детей.

[x] Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3. С. 105

[xi]Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3.. С. 124

[xii]Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3. С. 130

[xiii]Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3. С. 132

[xiv]Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3. С. 133

[xv] Журнал заседания Черниговского епархиального женского училища от 26 января 1872 года. // ЧЕИ 1872.  №6 С. 177

[xvi]Журнал заседания Черниговского епархиального женского училища от 26 января 1872 года. // ЧЕИ 1872.  №6 С. С. 179

[xvii]Яковенко Г. Г. Чернігівське єпархіальне жіноче училище як осередок початкової педагогічної підготовки. // Ніжинська Старовина. К., 2015. №20 (23). С. 66

[xviii] Краткая историческая записка, по случаю окончания построек нового каменного трёх – этажного здания в женском епархиальном училище и освящения в нём церкви, 1-го Октября 1886 года. // Прибавление к ЧЕИ. 1886. №20. С. 670

[xix] Список воспитанниц Черниговского епархиального женского училища за 1884/1885 учебный год. // ЧЕИ. 1885. №15. С. 557 – 565

[xx]Отчёт о состоянии Черниговского епархиального женского училища за 1886/1887 учебный год в учебно – воспитательном отношении. // ЧЕИ. 1888. №3. С. 112

[xxi]Яковенко Г. Г. Чернігівське єпархіальне жіноче училище як осередок початкової педагогічної підготовки. // Ніжинська Старовина. К., 2015. №20 (23). С. 66

1700

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ