Епископ Сильвестр (Стойчев). Интервью о святости

13.06.2020

Почати

13.06.2020 - 20:30

Кінець

13.06.2020 - 20:30

Категорії

Публікації

Есть такая шутка: «Чтобы стать святым, для начала нужно умереть». И в этой шутке абсолютно все — правда.

 

А вот о том, что осталось за ее границами, и что еще, кроме похорон, нужно для канонизации (причисления к лику святых), мы поговорили с епископом Белогородским Сильвестром (Стойчевым), ректором Киевской духовной академии и семинарии.

 

— Владыка, на чем основывается почитание святых в Церкви?

 

— На Священном Писании и Священном Предании. Классической цитатой являются слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). В этом стихе кроется важная составляющая христианского почитания святых: они — пример для подражания. Именно поэтому мы прославляем их, устраиваем в их честь праздники и т. д. Кроме того, о воздаянии подобающей чести угодникам Божиим говорит и Сам Спаситель: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41). Также можно еще вспомнить слова царя Соломона: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7). И, конечно же, нельзя забывать о Богородице, сказавшей о Самой Себе: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).

 

Угодники Божии — это Его слуги, друзья, сыны и дочери — как их можно не почитать, ведь Он Сам не гнушается называть Себя «Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова» (Исх. 3:6). Само собой разумеется, что приведенными ссылками на Священное Писание не исчерпывается обоснование почитания святых Церковью, но, думаю, их вполне достаточно, чтобы понять, что почитание святых корнями уходит в Писание.

 

— Что такое канонизация? Зачем она нужна, ведь если человек свят, он уже в числе святых у Бога?

 

— Если говорить конкретно о понятии, то оно имеет значение «включить в список». В наше употребление оно вошло достаточно поздно. Как правило, до этого использовалось близкое по смыслу выражение: «причислить к лику святых».

 

Термин «канонизация» в русской богословской традиции впервые употребил святитель Филарет (Гумилевский). И именно благодаря ему этот термин вошел в широкое употребление.

 

Если говорить о канонизации как процессе, то это действие, посредством которого почитание подвижника как святого становится законным.

 

Безусловно, нужно понимать, что канонизация не делает кого‑то святым. Она лишь подтверждает и указывает, что вот такой‑то человек — святой, однако сама святость человека от этого процесса не зависит. Попросту говоря, святость предшествует канонизации, а не наоборот. Определенный формализм в этом процессе необходим, хотя бы по той причине, что народное благочестивое чувство иногда видело святого в том, кто таковым на самом деле не является. Думаю, что все православные христиане понимают, что такое печальное явление имело место, подобное случается и сейчас, и связано это, прежде всего, с ложными формами духовности. Чтобы обезопасить свою паству от почитания, а значит подражания такому ложному пути, Церковь изыскивает средства для рассудительного и взвешенного подхода в вопросах канонизации.

 

— Какие условия канонизации в Украинской Православной Церкви?

 

— Их существует несколько, некоторые носят обязательный, а некоторые относительный характер. В документе соответствующей Синодальной комиссии УПЦ под названием «Определение слова “канонизация” и ее критерии» содержится указание на то, что основными требованиями к прославлению угодников Божиих являются «праведная жизнь, безукоризненное православие, народное почитание и чудотворения».

 

Уточним, что под «праведной жизнью» необязательно понимать весь земной путь святого, но некий итог, ведь мы прекрасно осознаём, что подвиг, например, мучеников имеет намного меньшую протяженность во времени, чем подвиг преподобных. Может быть и так, что страдалец за Христа прославляется именно за смерть, а не за жизнь.

 

«Безукоризненное православие» подразумевает, что христианин, на момент отхода в вечность, был членом Церкви и не исповедовал каких‑либо еретических учений.

 

«Народное почитание и чудотворения» можно, конечно же, отнести к условиям весьма желательным, но не обязательным, так как они не имеют силы, например, в некоторых случаях канонизации новомучеников.

 

В вопросах канонизации всегда вредна поспешность и, скажем так, форсирование. Именно поэтому при сборе материалов для канонизации учитывается, сколько лет прошло со дня преставления подвижника, и запрещаются методы в стиле сбора подписей. Думаю, что все понимают: собрать подписи дело нехитрое под что угодно, где угодно и когда угодно.

 

— Почему нетление мощей не является обязательным условием?

 

— Хотя бы по той простой причине, что тело подвижника может попросту быть утрачено. В некоторых случаях тело святого уничтожалось сразу после его смерти. Так бывало с некоторыми мучениками. В ХХ веке огромное количество новомучеников были погребены в общих могилах, в таком случае речь о нахождении честных останков конечно не идет.

 

Возможно, это для кого‑то будет неожиданностью, но нельзя не сказать, что тело святого не всегда сохраняет свою нетленность. Более того, с древних времен христиане часто обретали мощи в костях. Давайте хотя бы просто вспомним, что останки многих святых сохранились как кости. Потому правильно говорить, что мощами святых являются их честные останки в независимости от степени сохранности. Мы почитаем мощи не потому, что они нетленны (хотя если так, то благодарение Богу, таким образом прославляющего святого), но потому что это останки святого.

 

— Что такое чин канонизации? Что во время него происходит (в первую очередь на мистическом уровне)? Что он означает для полноты Церкви?

 

— Если говорить о богослужебной стороне, то в различное время чин канонизации приобретал различные формы. Во всяком случае, в его основе, как правило, всегда лежало два действия: последняя молитва об упокоении подвижника и первая молитва к нему как к святому.

 

Однако, согласно сложившейся у нас практике, решение о причислении к лику святых того или иного угодника Божия вступает в силу с момента его утверждения Священным Синодом или Архиерейским собором.

 

Исходя из этого и всего сказанного выше, отмечу, что канонизация не несет в себе никакой особой мистической нагрузки, если уместно так выразиться.

 

— Как появились чины святых? Когда были впервые сформулированы и закреплены в святцах их названия? 

 

— О каких‑либо четко фиксированных датах говорить здесь не приходится. Вполне естественно ожидать, что формирование тех или иных ликов святых происходило с выделением соответствующих особенностей их подвига. Например, существует мнение авторитетного историка Евгения Голубинского, согласно которому в древней Церкви существовали определенные «классы» усопших христиан и уже сама принадлежность к ним свидетельствовала о святости человека. К таким «классам» следует отнести ветхозаветных патриархов и пророков, а также апостолов и мучеников. Вне этого деления стояли Богородица, Иоанн Предтеча.

 

Чествование преподобных неразрывно связано с периодом расцвета монашества.

 

— В церковной среде принято делить святых по «специализациям». С одной стороны, это в чем‑то, может, и оправдано: если святой при жизни особо боролся с какой‑то конкретной страстью и победил ее, логично обращаться за помощью в подобной борьбе именно к нему. С другой — к каждому святому мы можем обратиться с любой просьбой. Да и «специализации» эти бывают часто по сугубо приземленным вопросам (кому молиться, когда болят зубы, например). Где здесь «золотая середина»?

 

— С «золотыми серединами» в духовной жизни вообще сложно, так как они трудноуловимы. Как по мне, понятие «специализации» должно быть исключено из построения нашего молитвенного общения со святыми, ведь в нем явно прослеживается если не язычество, то точно наемническопотребительское отношение.

 

Здесь лучше всего положиться на волю Божию, мудрый совет и жизненный опыт. Конечно, бывает так, что христианин, столкнувшись с определенными испытаниями, обращается к тому или иному святому за помощью, а когда «житейская буря» преодолена, то с благодарным сердцем «прилепляется» к своему небесному заступнику уже на всю оставшуюся жизнь. А кому‑то для личного почитания достаточно просто ознакомиться с творениями или житием подвижника веры.

 

А как бороться с такой крайностью, когда человек ставит на первое (если не единственное) место молитву святым, забывая о Боге? Это, наверное, следствие, в том числе, «специализаций»? Как молиться святым правильно?

 

— Не будем забывать слов апостола Павла, которые должны быть для нас предостережением: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Почитание святых никогда не рассматривалось Православной Церковью как замена или дополнение поклонения Богу. Имеющиеся «перекосы» в этом вопросе лишь указывают на, увы, отсутствие понимания православного вероучения. И, конечно, на ущербность духовного опыта.

 

«Специализация» же скорее является побочным эффектом, а подлинная причина подобной патологии чаще всего кроется в неправильном духовном опыте. Мы должны помнить, что почитание святых не может выливаться во всецелое служение им. Для этого в богословской науке есть четкое понятийное разделение: термин λατρεία («латрия») как раз и означает это всецелое поклонение, подобающее одному Богу, а вот τιμητικ προσκύνησις («тимитики проскинисис») это уже воздаяние чести, которое мы относим к Его угодникам.

 

Если святые — лишь ходатаи перед Богом, зачем обращаться к ним, если можно молиться просто Ему?

 

— Молитва святым ни в коей мере не есть посягательство на то, что подобает одному Богу. В конечном итоге, если говорить о посредничестве между Богом и людьми, то таким Посредником является Богочеловек Иисус Христос — наш Спаситель (1 Тим. 2:5). И Православная Церковь всегда этому учила. Преподобный Иоанн Дамаскин, поясняя разницу между молитвами Богу и святым, говорит: «Итак, мы поклоняемся святым, потому что Бог их прославил… поклоняемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему». Мы молимся святым, потому что много может молитва праведника, как и говорит Писание: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). И если мы просим молитв праведников в то время, когда они еще живы, то почему мы не можем просить их молитвенного заступничества после их преставления ко Господу?

 

Журнал «Фома»

 

1400

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ