Об исцелении двух слепых и немого бесноватого. Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

08.08.2021

Почати

08.08.2021 - 23:30

Кінець

08.08.2021 - 23:30

Категорії

Публікації

 

Во имя Отца, Сына, и Святого Духа!

 

 

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: 

помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему.

И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

И когда бес был изгнан, немой стал говорить.

И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их,

проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

Евангелие от Матфея 9:27-35

 

 

Сегодняшнее евангельское чтение снова посвящено исцелениям, которые Господь наш Иисус Христос совершал во время своей проповеди. И в этом относительно небольшом евангельском отрывке содержится множество глубоких смыслов, преподаваемых нам в назидание.

 

Итак, говорится об исцелениях двух слепых и немого бесноватого. Два разных случая, два разных примера Божественной милости, и тем не менее объединенных в один рассказ. Слепота физическая, возникшая в результате каких-либо болезней глаз, столь тяжелых и частых на Востоке того времени. И немой. Не просто неговорящий, а как уточняет Евангелист, бесноватый. Иными словами, его немота имела характер не физического или психологического содержания, а духовного.

 

Физические, и душевные, и духовные болезни имеют своим источником одно и тоже — тленность человеческой природы.

 

Тление (φθορά) — состояние медленного распада, разрушения, движения от существования к не существованию, которое мы, все потомки прародителей, унаследовали от них: «родившись от Адама, мы уподобились ему, унаследовав тление» — говорит прп. Иоанн Дамаскин. И проблема существования разнообразного зла в мире христианским учением объясняется именно великой всепоглощающей властью тления.

 

В состоянии тления, как разрушения и постепенного лишения жизни, живые существа готовы на все, чтобы остановить этот процесс. И в конечном итоге, порождается цепочка борьбы за существование — поедание одних другими. Как замечательно выразил это один из поэтов, сказав: «Так вот они, ночные голоса! Так вот о чем шумят во мраке воды, о чем, вдыхая, шепчутся леса! Над садом шёл смутный шорох тысячи смертей. Природа, обернувшаяся адом, Свои дела вершила без затей. Жук ел траву, жука клевала птица, хорек пил мозг из птичьей головы, и страхом перекошенные лица ночных существ смотрели из травы. Природы вековечная давильня соединяла смерть и бытие в один клубок». Таким образом, тление превращает жизнь в выживание. И вот в таком состоянии всемогущей власти тления человек попадает в разнообразные состояние физической или духовной немощи. Сила нечистых духов, как и сила болезней, возможна именно потому, что человек в ловушке тления как бы истончается и становится открытым для духовного и физического поражения.

 

Стало быть, все разнообразие наших немощей так или иначе вырастает на корне тления — этого проклятия человеческой природы. И никто не может нас исцелить и спасти, кроме Спасителя мира Господа Иисуса Христа. И вот эти два чуда, о которых мы только что слышали, объединяются в один рассказ дабы показать, что Христос подает верующим в Него избавление об тления, выраженном в физических и в душевных болезнях и немощах.

 

Слепые, как говорит Евангелист, услышав, что идет Христос стали кричать: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27). Откуда, спросим, слепые знали, что идёт Иисус, если они не обладают зрением? Объяснение этому можно найти в предшествующем чуде, описание которого буквально на строки выше в этой же главе. Речь идет о воскрешении умершей дочери начальника синагоги. Поэтому, несомненно, когда Господь совершил воскрешение умершей девицы, народ стал восхвалять и прославлять Его, а молва об этом вынеслась на улицу, и все только об этом говорили. И конечно же, эти двое слепых слышали об этом чуде и, судя по всему, когда Господь шёл, за Ним следовало множество народа. И поэтому слепые, как бы пошли на слух, и чтобы привлечь внимание Иисуса Христа, они начинают вопить: «Иисус, сын Давидов, помилуй нас!»

 

Интересно само обращение к Иисусу Христу: «сын Давидов». С одной стороны, такое наименование — указание на происхождение от царя Давида; но с другой, уже древние ветхозаветные великие пророки говорят об Мессии как сыне Давидовом. И потому «сын Давидов» — не просто указание на происхождение от царя Давида — это Мессианский титул. То есть слепые, обращаясь ко Христу Мессианским титулом, показывают свою веру в Него именно как в Мессию.

 

Христос не сразу исцеляет слепых. Даже более, Писание уточняет, что они шли за Ним в дом. Почему так? Почему Господь не сразу повернулся и исцелил их? Святитель Иоанн Златоуст дает такое пояснение, что Христос не хотел славы. Если бы Он совершил исцеление слепых сразу как услышал их крик, то многочисленная толпа была бы свидетелем этого чуда. И чудо стало бы для толпы, и в толпе. Во время Своей земной жизни Христос не хочет славы, Христос уклоняется от прославления, Христос хочет исцелять и помогать людям, но Христос не хочет славы и почитания от людей, потому что это бы противоречило тому образу, в котором Он воплотился (Фил. 2:7). В конечном итоге, слава Сына проявится не в людской похвале, а в страдании и воскресении (см. Ин 12-13 гл.).

 

Христос, исцеляя слепых говорит: «смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30). Как непохоже это на привычное миру желание славы, почитания, восхваления! Какой образ в этих словах всем нам именующим себя христианами!

 

Перед тем как совершить чудо Господь спрашивает незрячих: «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28). Зачем этот вопрос? Неужели недостаточно ясно, что они веруют? Разве они не вопили: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»? Разве не следовали они сквозь толпу, на ощупь пробираясь в дом вслед за Иисусом, и тем самым уже показали свою веру в Него? Оттого их вопрошает Господь, что вера — это обязательное условие, при котором Бог открывает Себя в чуде. Святитель Феофан Затворник говорит, что вера как бы приёмник благодати. В силу этого Господь всегда спрашивает о вере, тех кто просит Его о чуде. Исповедав веру во Христа слепые получили по вере своей — стали зрячими.

 

Вслед за тем, Евангелист сразу повествует о следующем чуде: «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого» (Мф. 9:32). В Священном Писании мы не однократно читаем о бесноватых, но в этом случае говорится о немом-бесноватом. То есть немота человека — есть проявление его одержимости нечистым духом. Почему нечистая сила, взявшая под контроль человека, лишает его, например, возможности говорить, как в этом случае? Потому что бес хочет отнять у человека возможность пользоваться теми органами чувств, которыми человек может прославить Бога. Бес лишает человека возможности говорить, потому что устами человек может прославить Бога, а глазами может увидеть красоту Божьего мира, а ушами услышать доброе слово. Бес показывает свой контроль над человеком тем, что не даёт возможности человеку этими органами чувств в полной мере воспользоваться, для созерцания красоты Божьего мира, для слышания истины, и для прославления в молитве и восхвалении своего Творца.

 

Братья и сестры, читая в данном евангельском отрывке слова о прозревших слепцах «и открылись глаза их» (Мф. 9:30), невольно всплывает в памяти практически дословное выражение из книги Бытия: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). Все вы знаете, что эти слова говорят о грехопадении прародителей Адама и Евы. И та нагота, которую они осознали, имеет отношение, прежде всего, к наготе духовной, к осознанию утраты полноценности бытия. И вот эти два текста: евангельский и ветхозаветный, звучащих практически одинаково, говорят о диаметрально противоположных состояниях. Адам и Ева, имея здоровое физическое и духовное зрение, лишились последнего из-за грехопадения. И хотя Писание говорит, что открылись у них глаза, на самом деле открылись они для постижения результата своего грехопадения, и закрылись для видения мира духовного. Адам и Ева поверили диаволу и потому потеряли духовное видение. А Иисус Христос возвращает утраченное физическое зрение, потому что слепцы поверили в Него как Господа. И как проявление неверия прародителей предшествует их тлению, так, наоборот, вера слепцов предшествует исцелению их от проявления тления — слепоты.

 

Подобное и в случае с немым. Господь возвращает ему возможность говорить. Вначале Бог творит безмолвные виды творения (солнце, луну, сушу, деревья и животный мир и т.п.), и только в конце создает венец своего творения — человека. Существо, которое может открыть уста и ответить своему Творцу! Потому дар речи, братья и сестры, это великий дар Божий, выделяющий нас из ряда других существ, созданных Богом.

 

Все наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, речь существуют не просто для связи с внешним миром, но, чтобы пользоваться ими для прославления Бога и красоты его творения! Именно поэтому во время таинства миропомазания священник помазывает органы чувств человека со словами «Печать дара Духа Святого». Этим священнодействием обновляются способности человека, что позволяет ему после таинств крещения и миропомазания воспринимать мир обновленными чувствами.

 

Дорогие братья и сестры! Жизнь во Христе начинается в этой земной жизни и достигнет совершенства в будущей. И уже сейчас Господь дает нам благодатные силы для духовного обновления, потому что как говорит апостол Павел «тление нетления не наследует» (1Кор. 15:50). Не может так быть, чтобы тут мы были рабами страстей и греха и, при этом, думали, что наследуем Царство Божие! Нет! Вхождение в Царство Божие начинается уже здесь и сейчас, в этой земной жизни. Доступ в это Царствие мы поучаем через веру в Иисуса Христа, как и Евангельские слепцы получили исцеление, исповедав веру в Спасителя. И апостол Павел учит нас, что через веру во Христа «получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» (Рим. 5:2) и «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Более того вера — это образ жизни (Рим. 1:17; Гал. 2:20).

 

Будем же, братья и сестры, уподобляться тем, кто жил верою, кто исполняет заповеди Христовы, потому что если мы верим в Него и любим Его, то и заповеди Его будем исполнять, как Он и Сам говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Многие скажут, что вера у нас слабая и немощная. Да, братья и сестры, может и так. Но ведь мы должны полагаться не на силу нашей веры, а на силу Бога, в Которого мы веруем. Ему же слава во веки веков. Аминь!

 

 

2148

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ