Нарушаются ли каноны Церкви из-за поста в субботу? Отвечает ректор КДАиС епископ Белгородский Сильвестр

12.03.2022

Почати

12.03.2022 - 23:30

Кінець

12.03.2022 - 23:30

Категорії

Публікації

«Читала, что 64-е (66-е) апостольское правило запрещает поститься в субботу, исключая Великую. В связи с этим, у меня возник вопрос: как указание этого правила согласуется с нашей современной практикой соблюдать пост по субботам во время многодневных постов?»

 

Отрадно, что каноны Православной Церкви, регулирующие все стороны жизни верующих, в нынешнее время все чаще становятся предметом внимания не только священнослужителей, но и мирян, желающих иметь основательное знание по вопросам вероучения и канонической традиции Православной Церкви.

 

Однако есть каноны, которые при первом прочтении, вызывают некоторое недоумение. Для адекватного понимания правил и их верного применения нужно учитывать исторический и религиозный контексты времени, когда они составлялись, а нам, соответственно, необходимо следовать не букве, но смыслу канонического правила. 64-е (66-е) апостольское правило гласит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье — еп. С.), или в субботу, кроме одной только (Великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Рассмотрим объяснение этого апостольского правила у канонистов.

 

Федор Вальсомон и другие толкователи этого правила обращают внимание также и на 51-е и 53-е Апостольские правила, давая им схожие толкования, сводимые к следующему принципу: если что-то (пост, половое воздержание и т. п.) делается из гнушения, презрения или каких-либо ложных религиозных побуждений (по увлечению манихейством, богомильством и похожими учениями), то практикующий это осуждается «как хулящий Божии создания». Выдающийся канонист прп. Никодим Святогорец по этому поводу пишет: «мы не постимся (в субботу — прим. еп. С.) еще и ради того, чтобы не показалось, будто мы согласны с упомянутыми еретиками». Итак, очевидно, что в древности были еретические течения, которыми предписывался обязательный строгий пост в субботний день и этому придавалось вероучительное значение. Именно против такой практики направлено это апостольское правило.

 

Другой известный толкователь канонов епископ Никодим (Милаш) также солидарен в этом вопросе с предшествующими авторами и видит смысл запрета поста в субботу ни в чем ином, как в вероучительных отклонениях приверженцев строгих постов в субботний день:  «Имея в виду ложное учение, Апостольские постановления не только осуждают пост в субботу и воскресенье, но определенно называют его грехом». Однако обратим внимание, что постящийся исключительно по аскетическим основаниям — осуждению не подлежит. Таким образом, хотя и существует данное апостольское правило, тем не менее оно не противоречит традиции непрерывности всего Великого поста, а направлено против ложных концепций, вылившихся в своеобразную практику поста.

 

Кроме того, общеизвестно, что суббота и воскресенье в литургическом плане считаются особыми днями, в том числе и в Великий пост. В эти дни совершается не постовое богослужение, а значит и сам пост должен послабляться, но не нарушатся. Нарушать (то есть, по сути, отменять) пост в субботы и воскресенья Великого поста прямо запрещает 56-е правило VI Вселенского Собора.

 

Прп. Никодим Святогорец указывает, что в Церковном уставе послабление поста в субботы Великого поста выражено в разрешении вкушать елей (постное масло) и вино, но не скоромную (животного происхождения) пищу. Именно такого порядка пощения придерживается много столетий Православная Церковь.

 

1029

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ