Епископ Сильвестр (Стойчев). Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице об исцелении бесноватого отрока

28.08.2021

Почати

28.08.2021 - 23:30

Кінець

28.08.2021 - 23:30

Категорії

Публікації


ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

 

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек

и, преклоняя пред Ним колени,

сказал: Господи! помилуй сына моего;

он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный!

доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам:

если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:

“перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

сей же род изгоняется только молитвою и постом.

 

Евангелие от Матфея 17:14-21

 

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

 

Многократно в Священном Писании Нового Завета мы читаем об исцелении бесноватых. Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает не просто об излечении бесноватого, но одновременно и лунатика. Отец одержимого отрока говорит Господу «помилуй сына моего; он в новолуния беснуется» (Мф.17:15). Беснуется в новолуние… Означают ли эти слова, что беснование и так называемый лунатизм — одно и тоже? У того же Евангелиста Матфея читаем о чудесах, совершенных Христом: «и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24). Из этих слов видно, что Евангелист различает лунатиков и бесноватых. Так все же, приведенный отрок — лунатик или бесноватый? Многие толкователи полагали, что отрок страдал и лунатизмом, и был бесноватым. Отец отрока уточняет, что он сильно беснуется в новолуние. Слова эти не означают, что в другое время отрок не беснуется, а лишь указывают, что с особой яростью он беснуется именно в новолуние.

 

В этой особенности чрезмерного приступа как раз в новолуние следует видеть бесовскую хитрость. Сатана изначально еще и обманщик (Ин. 8:44), «дух прелести, дух лукавства, дух идолослужения и всякаго лихоимства, дух лжи и всякия нечистоты» (Из Таинства Крещения). Демон не просто хочет владеть человеком, но и стремится прельстить максимально большое количество людей. Вспомним, что евреи не только жили по лунному календарю, но и обитали в окружении народов, поклонявшихся луне как божеству. В Ветхом Завете есть множество указаний на лунный культ и на распространенность его даже среди еврейского народа. Писание прямо предостерегает: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды, и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор.4:19-20). В известной обличительной речи великого пророка Исаий есть такие слова: «в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки» (Ис. 3:18). Звездочки и луночки — не просто какая-то бижутерия, это украшения, связанные с поклонением луне и звездам, которые носили в качестве амулетов. Именно потому с таким гневом святой пророк говорит об этих украшениях. Текст пророка указывает насколько распространены были языческие практики среди иудеев его времени.

 

Пророки и праведники Ветхого Завета настаивают, что луна — никакое не божество, но создана Творцом лишь для исчисления времени: «сотворил луну для указания времен» (Пс. 103:19), — говорит псалмопевец. Почему же отрок сильно беснуется именно в новолуние? Болезнь отрока была как бы орудием действия злого духа для обольщения для того, чтобы укрепить языческую веру в луну как в божество. На самом деле, люди склоны к страху. Особенно перед неясным, иррациональным. Этот страх, имеющий корнями немощь и греховность нашей природы, ослепляет нас, и тогда дьявол пользуется этим страхом, чтобы заставить нас обожествлять то, что богом не является, то есть делает из нас язычников.

 

Мировая литература изобилует произведениями, показывающими как человек, оказавшийся в лапах страха, готов принять любую концепцию, в любом увидеть врага, и готов обожествлять и солнце, и луну, и правителя, и все что угодно… Жизнь человека и всего мира напрямую связана с вполне естественными процессами, в том числе и с новолунием. Мы не в вакууме живем; что-то влияет на нас, на что-то или на кого-то влияем мы. Но нет большего желания для богоборца дьявола, чем вынудить у человека веру в ложного бога. Он вполне обычные природные явления преподносит как сверхъестественные и использует для того, чтобы насадить суеверия, веру в приметы, в астрологию. То есть, не важно во что, главное, чтобы оторвать от веры в Истинного Бога.

 

Отец одержимого сетует «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф.17:16). Как же так? Ведь Господь уже дал ученикам власть творить чудеса и изгонять бесов: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:8), а тут вдруг не смогли. Почему вдруг? Сам Господь после этих слов восклицает: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Эти слова указывают вообще на неверие иудеев, о котором не раз говорится в Писании. Скорее всего, при всем этом были многочисленные недруги Христа, которые с радостью использовали сложившуюся ситуацию против апостолов и самого Господа. На это, например, указывают слова «о чем спорите с ними?» (Мк. 9:16), которые приводит Евангелист Марк.

 

Также родитель отрока, требующий чуда, и по сути устроивший скандал с обвинением учеников Христовых, действовал в духе этого самого рода неверного. Так, например, свт. Иоанн Златоуст прямо говорит, что отец отрока был слаб верой. Еще одним доказательством маловерия отца, является немаловажный момент, который не упоминает евангелист Матфей, но упоминает Евангелист Марк, также описавший это чудо. Отец перед исцелением его несчастного сына, восклицает «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Эти слова — не только крик отчаявшегося родителя. Эти слова — это признание в своем неверии, и одновременно в них же рождается вера.

 

После исцеления, когда уже верующий и благодарный отец увел домой свое здоровое чадо, апостолы, оставшись наедине с Господом задают Ему вопрос: «почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:19). И Христос отвечает им прямо: «по неверию вашему» (Мф. 17:20). Что значат эти слова? Сам Иисус Христос не раз говорит о необходимости веры для совершения чуда: веры того, над кем совершается чудо, или веры друзей того, над кем будет чудо, или веры того, кто совершает чудо. Но именно в этом случае с отроком лунатиком и бесноватым сложилось так, что его личной веры не было, ибо он был не свободен и порабощен демоном, веры его отца до определенного момента тоже не было. И веры тех, кто должен был совершить изгнание беса, тоже, как оказалось не было.

 

Куда же подевалась вера апостолов, ведь они уже совершали изгнания бесов, как об этом свидетельствует Писание: «и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17)? Можно искать разные причины. Возможно, ученики находились в унынии от слов Христа о грядущих Его страданиях, которые были Им сказаны не раз (см Мф 16-17 гл)? Возможно, они смутились большого количество людей, которые пришли смотреть, смогут ли они исцелить бесноватого лунатика? Можно предполагать и иные варианты, почему и по каким причинам произошло их неверие в свои силы изгонять бесов. Но это не является первостепенным. Важно, что Господь, наставляя апостолов, говорит им о великой силе веры: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Это известнейшее евангельское выражение. Вера даже с горчичное зерно позволят двигать горы! Как же часто над этой фразой иронизировали и предлагали верующим сдвинуть гору. Однако же, для начала, давайте вспомним, что язык Евангелия часто очень образный. Кроме того, разве сами мы не употребляем схожие выражения в повседневной речи, при этом вполне понимая, что они носят переносное значение? Разве мы не говорим: у меня столько энтузиазма, что могу горы свернуть? Говорим! Но мы имеем в виду, конечно же не горы и холмы, а что-то требующее чрезмерных усилий.

 

Святые отцы обращают внимание именно на такое значение этих известных евангельских слов, что переставить гору — значит сделать, что-то превышающие наши силы, и вообще силы человеческие. Например, блж. Иероним в данном контексте видит под горой ни что иное как исцеление бесноватого. На самом деле сила дьявола могущественная и крепкая, и потому уподобляется горе. В любом случае, вера позволяет делать то, что далеко выходит за пределы наших естественных сил и возможностей. В этом и заключается смысл евангельских слов.

 

Вера с горчичное зерно — это мало или много? Мы привыкли, что зернышко маленькое, и нам кажется, что вера с зернышко — это незначительная вера. Однако, апостол Павел в одном из посланий говорит так: «Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять» (1 Кор. 13:2). Что же видим? Павел говорит о переставлении гор, но при этом упоминает «всю веру», а не с зернышко. Не противоречат ли эти слова апостола словам Господа? Нет, братья и сестры, не противоречит!

 

Вера с зернышко — это уже вся, то есть полноценная вера. Разве из зерна прорастет что-то, если зерно неполноценное? Вырос бы колос из поврежденного зерна или дерево горчичное из ущербного зерна? Очевидно, что нет! И когда Господь говорит о вере с горчичное зерно, Он уже указывает на полноценную, сильную, глубокую, живую веру!

 

Человек иногда думает, что его вера мала, немощна. Но если его вера живая, искренняя, чистая, тогда вот с этой, казалось бы, малой веры, в один миг разрастается великое и неизреченное, и творятся чудеса. Вера дает великую силу, но о какой вере идет речь? Человек должен верить не просто потому, что воспитан в Православии, или вырос в стране, где исповедуют Православие и потому нужно соблюдать какие-то религиозные обряды. Человек должен поверить и воспринять Христа по-настоящему, как своего Спасителя и Бога, и только тогда он сможет меняться и преображаться. И только тогда даже вера с горчичное зерно, способна уничтожить скалы зла и горы греха!

 

После наставлений о вере, Господь говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Под «сим родом» подразумеваются падшие ангелы, нечистые духи. Итак, Христос прямо указывает, что изгнать их можно только молитвой и постом.

 

Братья и сестры! Все помнят выражение про здоровое тело и здоровый дух. Так вот духовное оздоровление тела и души возможно благодаря посту и молитве. Пост учит тело воздержанию, а значит помогает побеждать плотские страсти: «Воздержание связывает ноги плотской страсти», — говорит прп. Иоанн Лествичник. Молитва, говорит прп. Иоанн Лествичник, есть «пребывание и соединение человека с Богом». Прп Максим Исповедник пишет о том, что молитва очищает ум, делает его светлым и научает его бесстрастному смотрению на вещи мира сего. И таким образом, молитва исцеляет ум. Есть такое выражение: «пустой ум — кузница дьявола». Демоны всегда имеют возможность владеть человеком, когда видят его не занятым молитвами, богомыслием, добродетелями. Такой человек для них — место уготованное и открытое. В этом смысле прекрасно говорит о посте и молитве свт. Феофан Затворник, сравнивая пост и молитву с оградой внешней и внутренней, через которую «духи злобы поднебесной» (Еф. 6:12) не могут проникнуть и овладеть ни душой, ни телом.

 

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангелии есть еще и такие слова о бесноватом отроке: «часто бросается в огонь и часто в воду». Выражение это указывает на крайности. Демон бросал отрока в противоположные состояния, чтобы максимально ему навредить, повредить и унизить. Но кроме того, огонь и вода, как две крайние противоположности, указывают на непостоянство. Как же часто мы непостоянны, бросаемся из крайности в крайность. Сначала нас с головой захватывает одно, через некое время другое. Увлекаемся то тем, то этим. Поначалу восхищаемся кем-то, а потом в секунду меняемся и уже испытываем отвращение. И если бы это касалось только вещей мирских. Но нет, натура наша проявляет пагубный навык непостоянства и в духовной сфере. То берем на себя неподъемные молитвенные правила, то ленимся даже перед едой помолиться; то готовы поститься как древние подвижники, то ищем себе оправдание для послабления поста, которое на самом деле уже не послабление, а чуть ли не упразднение поста. Как говорит народная мудрость, то слишком святые, то слишком грешные.

 

Для того чтобы в чем-то достичь результат нужно постоянство. Об этой необходимости постоянства в делах духовных говорят множество святых отцов. Для добродетельной жизни необходимо приобрести навык постоянного пребывания в молитве и делании заповедей. Непостоянство, в конечном итоге, приводит к крушению в вере и даже предательству и богоотречению (ср. Мк. 4:17). Те же, «которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия» (Рим. 2:7) получат Жизнь Вечную.

 

Будем же, дорогие братья и сестры, избегая всяческих крайностей, идти золотым, средним путем, приобретая навык постоянного делания добра, дабы и мы «пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол. 4:12), Которому слава во веки веков. Аминь!

 

2149

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ