Новостной календарь

2017
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Икона дня

Календарь

Главная АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ Церковно-археологический музей

Церковно-археологический музей

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Панорама музея.

Для просмотра требуется наличие Flash player.

 

Get Adobe Flash player

 

Церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии и Семинарии: история и современность

Церковно-археологический музей в 1872-1915 гг

Появление музеев при духовных школах неразрывно связано с развитием богословской науки в XIX веке. По уставу Духовных Академий 1809-1814 гг изучение церковных древностей включалось в курс церковной истории. А в результате т.н. «протасовских реформ» в 1844 году в академической программе появился самостоятельный предмет «церковные древности». Устав 1869 года внес новые коррективы в учебный процесс Духовных Академий. С 1869 года на церковно-практическом отделении Академии изучалась церковная археология, которая входила в один курс с литургикой, а на богословском отделении студенты изучали библейскую археологию. Для более успешного и наглядного преподавания этих дисциплин в Киевской Духовной Академии и был открыт Церковно-археологический музей (ЦАМ), который постепенно превратился в крупнейшее собрание церковных древностей в Европе.

ЦАМ был создан 17 ноября 1872 года. Тогда же при Академии было образовано и Церковно-археологическое общество. Музей стал первым в Российской империи собранием такого рода. Инициатива создания музея принадлежала профессору кафедры церковной археологии Петру Александровичу Лашкареву. 31 января 1873 года указом Святейшего Синода был утвержден устав Киевского Церковно-археологического общества и музея при нем.

По уставу ЦАМа, он в первую очередь должен был состоять из выделенных библиотекой Академии книг, рукописей и вещей, которые имели церковно-археологическую ценность, а также из будущих пожертвований предметов церковной древности из церковных и монастырских ризниц и библиотек. Также в состав музея должны были входить пожертвования частных лиц и археологические находки членов Общества. Для устройства музея были выделены две комнаты при академической библиотеке, а его заведующим был назначенный библиотекарь К. Д. Думитрашков, который трудился в этой должности с конца 1872 до конца 1877 года. После этого для музея были выделены новые помещения, и ректор Академии архимандрит Филарет (Филаретов) передал заведование музеем Н. И. Петрову, который до 1883 года считался временным блюстителем, а с 1883 года и до самой своей смерти († 1921) был заведующим музея.

В Уставе Церковно-Археологического музея при КДА были указаны три средства его комплектования:

  1. путем приобретения,
  2. путем обмена
  3. путем пожертвований достопримечательностей,

А также три источника комплектования:

  1. академическая библиотека,
  2. церковные и монастырские ризницы и библиотеки, и
  3. частная собственность.

Именно из этих источников и комплектовался музей в течение своего полувекового существования. К сожалению, на пути развития ЦАМа всегда возникало немало преград. Далеко не всегда церковные власти соглашались передавать в музей древности храмов и монастырей. Так, например, Киевский митрополит Арсений (Москвин) неоднократно запрещал передавать в музей предметы из церквей Киевской епархии, даже если эти предметы вышли из церковного употребления. Однако было немало и других примеров. Так, в 1874 году архиепископ Литовский и Виленский Макарий (Булгаков) обратил внимание на рукописи, которые сохранялись в музее и заметил, что их коллекция достаточно немногочисленная (на то время их было 471), и предложил, чтоб в музей были переданы рукописи и самые ценные в научном отношении книги из монастырей Киевской, Черниговской и Волынской епархий. Кроме того, он завещал передать в КДА рукописи из своей личной коллекции. По ходатайству владыки Макария Святейший Синод направил указ митрополиту Арсению (Москвину) о передаче в ЦАМ КДА древних рукописей и книг из монастырей указанных епархий. Хотя этот указ и не был исполнен в полной мере, все же впоследствии, в КДА поступили рукописи и самые ценные книги из Почаевской Лавры, Мелецкого монастыря и нескольких других храмов. В 1882 году в Академию поступила коллекция рукописей и старопечатных изданий митрополита Макария (Булгакова). В 1909 году в музей была передана коллекция старинных портретов и вещей из Киевского Митрополичьего Дома. Особенно ценными среди них были портреты духовных лиц XVIII столетия. Также в музей были переданы некоторые предметы столового серебра (чашки, стаканы, ложки) XVIII века.

Все же главным источником комплектования коллекции музея было подарки частных лиц. Члены Общества проживали на территории Украины, а также на территории современной Польши и юге России. В основном, это были выпускники Академии — духовенство, преподаватели местных духовных семинарий и училищ, сельские учителя. Именно они разыскивали и жертвовали наибольшее количество предметов для музея.

Кроме того Общество скрупулезно собирало сведения и составляло описи выдающихся церковных достопримечательностей, которые находились в церквях и монастырях. Уже в первый год деятельности Общества ректор Академии архимандрит Филарет обязал членов Общества представлять отчеты о научном значении найденного ими материала во время обзора церквей и монастырей. Эти сведения отражены в протоколах собраний Общества.

В период с 1874 по 1895 гг. в музей ежегодно поступало от 500 до 2,5 тысяч достопримечательностей (в 1894 году — 8 678). В 1895 году в музее насчитывалось 36 228 единиц хранения. Но, к сожалению, начиная с 1896 года количество экспонатов, которые поступали в музей, значительно уменьшилась. Это объясняется тем, что определенное время Церковно-археологический музей при КДА был единственным на территории Российской империи музеем такого рода, и следовательно, туда поступали достопримечательности не только с территории Украины, но и из других регионов и даже из-за границы. После открытия историко-археологических заведений во многих епархиях, местные достопримечательности стали поступать в местные хранилища. Год за годом увеличивалось и количество частных коллекций разнообразных древностей, следовательно, появилось много частных торговцев древностями. Этот стремительный рост любопытства к старине, вызывал и некоторые негативные явления – резкое повышение цен на них, спекуляцию ими и подделку достопримечательностей. Кроме того за свою недолгую историю Церковно-археологический музей при КДА, испытал три крупных ограбления — в 1886, 1898 и 1911 годах.

К 1915 году ЦАМ насчитывал около 43 тысяч единиц хранения. С самого начала существования музея перед членами Общества встала проблема систематизации, классификации и атрибуции поступлений. Принципы систематизации предметов хранения разрабатывались в КДА с 1874 года. Первой такой попыткой была система распределения предметов в музее, составленная членом Общества священником П. Троцким. Можно назвать следующие принципы систематизации, которые были приняты в ЦАМ:

  1. принцип распределения на палеографические, книжные и вещественные достопримечательности;
  2. хронологический принцип;
  3. принцип распределения рукописей по систематике наук в Духовных Академиях (общеобразовательные, богословские, церковно-исторические, церковно-практические, рукописи по правоведению, медицине, сборники, и т. д.);
  4. принцип распределения по принадлежности достопримечательностей к определенным культурам (этнографический принцип);
  5. принцип распределения на христианские, нехристианские, религиозные, бытовые, военные достопримечательности;
  6. принцип распределения церковных достопримечательностей на архитектурные, скульптурные, изобразительные, металлические (кресты, иконы и др.), предметы церковной утвари, предметы богослужебной одежды, антиминс, плащаницы;
  7. принцип распределения по коллекциям, то есть сохранение целостности коллекций, пожертвованных определенными лицами или учреждениями, которые выразили свое желание, чтобы коллекция сохранялась и экспонировалась в целостном виде.

Хронологически собрание музея включало в себя материалы, начиная с ІІІ тысячелетия до Р. Х. (ассиро-вавилонские клинописные таблички) и заканчивая ХІХ веком, причем среди них были рукописи особенной культурно-исторической ценности: южнославянские, греческие и восточнославянские. Нужно также подчеркнуть, что большая часть рукописей поступила в музей из академической библиотеки и оставалась академической собственностью. Среди таких рукописей были отрывки из книг Священного Писания на греческом языке V-XI вв., почти полное Евангелие ХІ в., а из славянских рукописей были памятники XVII - XVIII вв. Также в музее находилось около 60-ти рукописных учебников прежней Киевской Академии по богословию, философии, словесности, латинскому языку, и до 40 учебников физико-математических наук.

Закрытие музея и судьба его коллекции

В сентябре в 1915 года в связи с угрозой оккупации немецкими войсками Киева, экспозиция музея была частично эвакуирована в Казань. Под непосредственным присмотром помощника блюстителя музея В. Д. Прилуцкого, важнейшие предметы музея в 15 больших ящиках были отправлены на хранение в Казанскую Духовную Академию, а остальные сохранялись в Киеве в 85 ящиках. В 1916 году перевезенные в Казанскую Академию ящики вернули в Киев, и еще в начале 1918 году они сохранялись в музейном помещении.

Церковно-археологический музей при КДА окончательно прекратил свое существование в 1919-1923 годах. В 20-е годы XX века эти коллекции составили основание собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. На протяжении 1922-1923 гг. в Музей культа и быта попало большая, и наиболее ценная часть коллекций ЦАМа. В частности, туда вошла коллекция икон, в том числе — энкаустические иконы из коллекции епископа Порфирия (Успенского). Основой фонда Отдела письменности и печати музея, стало собрание наиболее ценных рукописей и грамот Церковно-археологического музея (около 400 экспонатов).

В 1934 году значительная часть этих коллекций была отправлена в отдел рукописей Всенародной библиотеки Украины. Значительная часть икон и других экспонатов музея была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Часть экспонатов была вывезена в Германию и их судьба до сих пор неизвестна. Вероятней всего, они стали достоянием частных коллекций.

Возрождение Церковно-археологического музея

После открытия Киевских Духовных школ в 1989 году и постепенной нормализации жизни в КДАиС в преподавательской среде появляется желание о возобновлении Церковно-археологического музея при новооткрытой Киевской Духовной Академии и Семинарии. Свидетельству этому являются определенные решения Священного Синода Украинской Православной Церкви. Так, 27 декабря 2002 года в связи с празднованием 130-летия со дня открытия Церковно-археологического музея при КДА Священный Синод благословил возродить музей в стенах Киевских Духовных школ.

Логическим завершением этих решений стало возрождение и открытие в 2009 году связи с подготовкой к празднованию двадцатилетнего юбилея возрождения Киевских духовных школ ректор Академии архиепископ Бориспольский Антоний предложил возродить при Киевской Духовной Академии Церквно-археологический музей. Идея была поддержана профессорско-преподавательской корпорацией, хотя само

21 октября 2009 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил новый Церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии. Возрождение музея стало возможным, прежде всего, благодаря действенной помощи Его Блаженства. Предстоятель Украинской Православной Церкви пожертвовал для экспозиции ЦАМа предметы из своей личной коллекции. Они составили отдельную экспозицию. Сюда входят: первое церковное облачение будущего иерарха — стихарь, в котором он пономарил в храме села Марковцы на Хмельниччине; мантия, в которой Блаженнейший Митрополит Владимир в 1992 году впервые вошел в Киево-Печерскую лавру в качестве Предстоятеля УПЦ; посох, подаренный Его Блаженству последним императором Эфиопии Хайли Селассие; награды, дипломы и панагии Его Блажентсва; «Триодь постная», изданная в 1664 году во Львове; копия панагии священномученика Владимира (Богоявленского), а также иконы из собрания Блаженнейшого Митрополита Владимира.

Благодаря стараниям преподавателей КДА и помощи сотрудников Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и частных лиц, Церковно-археологический музей пополнился рядом исторических памятников прошлого. В связи с возрождением академического музея для временного экспонирования в нем Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник предоставил ряд ценных предметов старины. Среди них антимис Иерусалимского Патриарха Феофана III (XVII век), ряд портретов ректоров Киевской Духовной Академии и Киевских митрополитов и некоторые старопечатные издания.

Основная экспозиция музея посвящена истории Киевских духовных школ. Здесь представлено четыре тематических стенда: «Киевская коллегия (ХVІІ ст.), «Киево-Могилянская Академия (ХVІІІ ст.)», «Киевская Духовная Академия (ХІХ – нач. ХХ ст.)», «Возрождение школ (1947-1960 гг.)». На стендах размещены предметы церковной старины, старопечатные книги, издания профессоров Академии XIX – начала ХХ веков, редкие фотографии.

   Богослов.ру   banner 1    Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru    Официальный сайт Украинской Православной Церкови   boryspil88-31  Рейтинг@Mail.ru obschiy-rus  sklad

 

 
 
 
 
Официальный сайт Киевской духовной академии и семинарии 


Канцелярия КДАиС: +380 (44) 255-11-79, факс: +380 (44) 255-12-07, chancellery.kda@gmail.com

 

Адрес: 01015, Киев, ул. Лаврская, 15; корпус №64

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: сайт КДАиС (http://kdais.kiev.ua)

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций