Апробаційна стаття

03.02.2019

Почати

03.02.2019 - 21:30

Кінець

03.02.2019 - 21:30

Категорії

Публікації

 

Состояние литургической жизни Русской Православной Церкви в период первосвятительского служения патриарха Пимена (Извекова)

 

3 июня 1971 года в Московском Богоявленском соборе состоялась патриаршая интронизация митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова), занявшего 14 место в диптихе Патриархов Московских и всея Руси. Его кандидатура была единогласно поддержана на Поместном Соборе 30 мая – 2 июня 1971 года, как мудрого архипастыря и достойного кандидата на столь высокий ответственный пост.

 

Время патриарха Пимена, как и его блаженнопочившего предшественника патриарха Алексия І (Симанского) было тяжелым. Заложенный фундамент хрущевским режимом, касательно тотального контроля за Церковью, после отставки одиозного лидера продолжал существовать. Государство всячески пыталось взять под свой контроль все проявления жизнедеятельности Церкви, но без репрессированного характера. 70-е годы ХХ ст. обходились без массового закрытия Церквей, но и государство не намеревалось пересматривать свою политику по отношению к Церкви[i]. 80-е годы были временем кризиса в жизнедеятельности Советского государства, что в итоге привело к его краху. Однако в первой половине 80-х гг. существенных изменений во взаимоотношениях Церкви и государства не наблюдалось. Церковь находилась в ожидании своего юбилейного торжества – 1000-летия Крещения Крещения Руси[ii].

 

В дни праздничных торжеств были проведены международные юбилейные конфернции, одна из которых была проведена в Ленинграде в 1988 году и была посвящена вопросам литургики, богослужения, церковного искусства и церковного права. Проводимые конференции показали, что не смотря на скрытое, латентное давление государственного аппарата церковная наука развивалась и продолжала жить. Возможность развития богословской науки способствовало горение многих, кто безбоязненно следовал за Христом, не взирая ни на какие угрозы со стороны атеистического общества, теми людьми кто имел пламенное горение своего сердца, всецело отдать Тому, ради чего он и шел на эти испытания времени. Осознавая это, через какие жизненные трудности и обстоятельства времени проходили христиане, в каких условиях пастыри создавали в сердцах людей храмы Духа Святого. Через слово о Боге, которое было под запретом и за которое были сами гонимы, но и в изгнаниях своих находя себе утешение в Нем, все это наталкивает нас на исследование подвига молитвы и литургического труда отцов и наставников, трудившихся на ниве архиерейского служения и научного просвещения людей.

 

Разбирая период патриаршего служения Святейшего Пимена стоит остановиться на личном вкладе Первосвятителя в литургико-богословскую мысль. В своем служении Богу и людям патриарх Пимен всегда шел путем правды: «В вопросах вероучения, богослужебной и литургической жизни Церкви он неизменно твердо, принципиально и ревностно соблюдал незыблемую верность святоотеческой традиции»[iii]. Уделяя большое внимание сохранению богослужебного строя и уклада, Святейший патриарх часто встречаясь со учащимися духовных школ, как будущими пастырями, призывая неукоснительно следовать многовековой традиции Русской Православной Церкви. В одной из первых бесед, патриарх говорил, что: «Студентам и воспитанникам необходимо прививать любовь к церковнославянскому языку, объяснять им, что церковнославянский язык – язык богослужебный, язык красоты особой, чистой»[iv]. Патриарх Пимен старался донести до будущих пастырей, которые пожелали служить Господу хранить чистоту ума и сердца, что б стать истинным богословом: «А эта чистота достигается молитвой, постом, покаянием, причащением, смирением, любовию и всякой христианской добродетелью…»[v].

 

В целом период первосвятительства патриарха Пимена (Извекова) достаточно благотворно способствовал развитию литургико-гимнографического творчества. Начиная с конца 1979 года в годовой богослужебный круг, были внесены установленные праздники Соборов святых Тверских, Новгородских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Костромских, Рязанских и Крымских[vi]. Одновременно с этим писались тексты богослужения святым. Все это гимнотворчество впоследствии было воспринято Церковью и опубликовано в богослужебных книгах.

 

В этот период продолжилась исследовательская деятельность проф. Н. Д. Успенского. Огромный вклад в изучении истории Восточного богослужения, Таинств и обрядов было проделано иеромонахом – иезуитом Мигелем Арранцом, учеником проф. Н. Д. Успенского, трудившегося в Ленинграских духовных школах на протяжении 10 лет (с 1969 по 1979 гг.). В 1980 году начинается исследовательская деятельность монахини Игнатии (Пузик) в области житий и трудов церковных песнотворцев. Кроме этого монахиня Игнатия является автором богослужебных текствов вошедших в богослужебный обиход РПЦ[vii].

 

В этот период пишет свой труд о истории РПЦ во второй половине ХХ века архиепископ Михаил (Мудьюгин). Автор указанного труда приводит графу «Богослужение», где излагает свои мысли о состоянии литургической жизни указанного периода. Владыка Михаил подробно останавливается на личности священнослужителя, его качествах и настроении в приготовлении к служению. Он указывал на четкое и ясное произношения возгласов, внимательном чтении молитв, сосредоточенности при служении, чтобы суметь передать молитвенный дух окружающим, сподвигнуть молящихся в сосредоточенности участвовать в богослужении. Он высказал свое отрицательное мнение о служении сорокоустов ставленниками, указав на возможное привыкание и недовольство в служении и что может стать одним из факторов семейных скандалов.

 

Особое внимание было уделено мирянам, стоящим в храме. Владыка выделял суету и шум в храме во время богослужения, от чего следовало уклоняться. В указанной главе приводятся размышления касательно самого богослужения. Архиепископ Михаил говорил о многочасовом богослужебном устрое Русской Церкви, что тяжело может переноситься стоящим в храме народом. Акценируя внимание на том, что в богослужении очень часто повторяются одни и теже молитвы, как то Трисвятое, молитва на часах «Иже на всякое время», в особенности в постное время перед Литургией Преждеосвященных Даров, ектении и т.д. «Наличие в богослужении ектений об оглашенных, утомительного перечня имен при поминовении живых и умерших и другого словесного балласта — это не только бесплодная потеря времени, но и явный вред для всех молящихся»[viii].

 

Особо отрицательно высказывался о затягивании Литургии в моменте перед причащением, запричастных концертах и т.д. За недостойное поведение в Алтаре, владыка предлагал изгонять провинившихся из этого святого места или понижать в должности, либо лишать наград. Создать и специально упорядочить практику сокращений стихир, канонов, кафизм и т. д.[ix]. Свои мысли владыка высказал в середине 1980-х годов, они являются личным мнением, из которых можно сделать вывод о проблемах, стоящих в этот период перед богослужебной практикой и упорядочению её.

 

Вместе с тем Издательским отделом Русской Православной Церкви была предпринята титаническая работа по изданию более полного и отредактированного богослужебного сборника месячных Миней (получивших в обиходе название «Зеленых» или «Пименовских» – прим. авт.). В период с 1978 по 1988 года было выпущено 24 полных тома Миней, текст которых был с упрощенным славянизмом, а также приводимой исторической справкой о празднуемом событии или святом, находящейся после последования богослужения.

 

Однако, одним из наиболее важных трудов этого периода является составленная по благословению Святейшего патриарха «Настольная книга священнослужителя», начавшая выходить в 1977 году. Эта книга освящала богатое наследие и многовековой опыт духовной и богослужебной жизни Русской Православной Церкви. По задуму авторов-составителей в книгу вошли труды святых отцов Церкви, их мысли и богословские высказывания в рамких вероучения и богослужебной жизни Православной Церкви. Особое место занимает русское творчество церковных писателей, трудившихся в разные периоды бытия Церкви оставивших после себя духовное наследие. Стоит отметить, что в этом издании были включены указания к совершению церковного богослужения, которое в свою очередь опирается на постановления Высшей Церковной власти середины ХХ века. Рассчитанная на священно-церковнослужителей и тех, кого интересует жизнь Русской Церкви, издание, отобразило в себе многообразие духовного опыта и богословского знания Церкви. В первую очередь в правильном понимании Устава и применении его на практике. Кроме этого был дан список житий святых, дающий подробный обзор жизни святых, а также ключ помощи для церковных проповедников, в разработанном тематическом материале для проповедей, который помог бы пастырям – проповедникам при выборе и составлении проповеди на воскресные и праздничные дни.

 

Кроме того, «Настольная книга священнослужителя» не дает полного освещения состояния современной ей литургической науки. Своей главной целью она должна была передать основную историю существующих богослужебных Уставов и общепринятого Устава в РПЦ, его особенностей, порядке совершения служб вечернего, утреннего богослужения, а также Божественной Литургии, с подробным описанием действий священнослужителя. Первый и чевертый тома «Настольной книги» были посвящены вопросам литургики, ставшие своеобразной энциклопедией богослужебной жизни, дающей ответы на многие трудные вопросы из пастырской практики, богослужебной и приходской жизни.

 

Сильной, прошедшей сквозь горнило искушений, Русская Православная Церковь, достигла своей памятной даты – 1000-летнего присутствия на Русской земле. Окрепшей, после 70-летнего гонения и притеснения, она вновь воскресала, вновь возвращалась в общественную жизнь государства. Это празднование стало решающим моментом во взаимоотношении Церкви и Советского государства, и имело огромный масштаб празднований.

 

Юбилейные торжества прошли в Москве с 5 по12 июня 1988 года[x]. Прибывшие делегации Поместных Православных Церквей, а также инославия стали участниками и свидетелями поистине величайшего события – окончания «вавилонского пленения» Церкви, её новой регенерации в жизни общества. Состоявшийся Поместный Собор рассмотрел и утвердил многие жизненно важные документы, касающиеся устроения Русской Церкви, как-то принятие нового Устава об управлении РПЦ, так и рассмотрел основные вопросы, касающиеся канонизации святых. Кроме того, было причислено к лику святых 9 подвижников благочестия, оставивших значимый след в истории Русской Церкви[xi]. Специально к праздничному дню посвященному в честь 1000-летия Крещения Руси намеченному на 12 июня, которое совпало с празднованием Всех святых, в земле Российской просиявших, было написано и издано богослужебное последование[xii].

 

Венцом богослужебного творчества этого периода стоит отметить специально созданное богослужение в память 1000-летия Крещения Руси: «Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и всех святых, в земли Российской просиявших. Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице»[xiii]. В этом богослужебном сборнике так же был опубликован текст благодарственного молебна в память о Крещении Руси и памяти Всех Русских святых, а так же последование панихиды по почившим подвижникам благочестия и духовного сословия Русской Церкви. Первоначальный текст богослужения был составлен игуменом Андроником (Трубачевым) в 1983 году. Над рецензией и усовершенствованием богослужения перед его изданием трудились преподаватели Ленинградской духовной школы, это выдающиеся знатоки литургического творчества того времени – проф. ЛДА Н. Д. Успенский, прот. Василий Стойко, а так же архимандрит Феофан (Галинский)[xiv] и прот. Николай (Гундяев).

 

После редактировки текста, с учтением различных поправок и мыслей, богослужебное последование было передано в специально созданную литургическую группу при Священном Синоде отвечающую за проведения 1000-летия Крещения Руси. В состав комиссии входили митрополит Львовский Никодим (Руснак), архиепископ Свердловский Мелхиседек (Лебедев), архимандрит Иннокентий (Просвирнин), игумен Андроник (Трубачев), проф. МДА А. И. Осипов. Плод работы комиссии был представлен на рассмотрение Священному Синоду и одобрен к богослужебному использованию[xv].

 

Основной целью написания службы была идея прославить Господа Бога, за все Его милости по отношению к русскому народу и Его Церкви. Основными источниками для службы являются «Слово о законе и благодати» святителя Илариона, митрополита Киевского и всея Руси, «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Слово в Новую неделю по Пасхе и об обновлении Воскресения» святителя Кирилла, епископа Туровского[xvi].

 

Делая краткий обзор богослужебным особенностям службы посвященной Крещению Руси стоит отметить её сходство со службой Всех Святых, в земле Русской просиявших. Она, как и это последование может служиться в другой любой день, вне зависимости от воскресного дня, а также заранее составленным богослужебным особенностям этого праздника. Количества стихир достаточно для отправления самостоятельного всенощного бдения. После малой вечерни, приводится чин молебного пения. После обычного начального возгласа и чтений, приводится избранный псалом, после которого следует возглашение «Бог Господь» и поется тропарь, посвященный Русским святым, глас 4  : «Иерусалима Вышняго гражданы», Слава и ныне, тропарь величающий Божию Матерь, как заступницу земли Русской[xvii]. Далее следует избранный псалом и канон посвященный Всем Русским святым. После 6 песни приводится прокимен и Евангелие (Ин.15: 12-20), после которого следует как на полиелее по 50-м псалме славословие святых и Богородицы и приводится стихира: «Не вверя мя человеческому предстательству». Молитва «Спаси Боже», возглас «Милостию и щедротами» и далее продолжается канон. По окончании канона приводится еще один тропарь Русским святым «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния». Оканчивается служение общей молитвой ко Всем Русским святым.

 

Воскресное всенощное бдение соединяется с богослужением посвященному Крещению Руси и Всем святым, в земле Русской просиявших. Богослужение приводит Новозаветные паримийные чтения (Рим. 6:3-11; Тит. 2:11 – 3:7; Кор. 13: 1-13). На литии предписано совершить поименное перечисление Всех Русских святых, список которых опубликован в майской Минее, 3 части, где и приводится это богослужение. Особое уставное указание касательно совершения полиелея предписано совершить в день юбилейного торжества – 12 июня 1988 года. Указаны величания, особый избранный псалом, после которого поются воскресные непорочны, воскресные степенны 1 гласа, а прокимен берется святым: «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала». Евангелие святых (Мф. 4:25 – 5:13)[xviii].

 

На Литургии антифоны праздника. Входной стих: «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя». Так же особый припев имеет песнопение «Приидите поклонимся…просветивый нас Крещением поющия Ти: аллилуия»[xix].

 

Благодарственный молебен, приводимый в изданном богослужебном последовании имеет свои значительные отличия от общепринятого последования, находящегося в Требнике. Этот чин состоит из обычного начала, на великой ектенье вставлены особые прошения о Богохранимой стране и Церкви Русской, далее поется обычный благодарственный тропарь, на славник поется тропарь Всем Русским святым, а на И ныне – тропарь Крещению Руси. Далее следует апостолькое (1Пет. 1:13-23) и евангельское (Ин. 3:5-8) чтения, запевы и сугубая ектения с особыми прошениями, возгласа «Услыши ны, Боже» и молитвы обращенной ко всей полноте Святой Троицы. После чтения молитвы возглашается великий прокимен, глас 8: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса, Един»[xx]. Далее возглашается вечная память почившим первосвятителям и патриархам Русской Церкви, после чего традиционное многолетие действующему главе Церкви, Богохранимой стране и всем Православным христианам. Этот молебен имеет некоторые черты сходства с молебном, совершаемым в Неделю Торжества Православия. Оканчивается чин пением гимна святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».

 

Следует отметить и служение панихиды по предстоятелям и пастырям Русской Православной Церкви, благочестивым предкам и подвижникам благочестия в память 1000-летия Крещения Руси. Перед самим чином следует пение стихиры посвященной общему лику святых подвижников благочестия. Далее следует особая молитва на благословение кадила, в которой так же происходит поминовение почивших предков земли Русской и следует обычное начало. На великой ектенье поминаются поименно первосвятители Киевской и Московской кафедры, Святейшие Патриархи, митрополиты Синодального периода. Особый интерес вызывает молитва, читаемая священником после 9 песни канона и заупокойной ектении «Боже духов». В окончании этой молитвы на возгласе «Яко ты еси воскресение» священнослужители молятся о всех почивших священнослужителях Русской Церкви, строителях, правителях, ктиторах и благодетелях храмов, молятся о всех тех кто пролил свою кровь ради Церкви и государства, в различных бедах скончавшихся и умученых, умерших без покаяния и оставльшихся без церковного погребения и отпевания, о всех тех за кого некому помолиться[xxi]. Заканчивается панихида традиционным достаточно обширным по поминанию возглашением вечной памяти почившим.

 

Другим важным событием в литургико – богослужебном быту РПЦ стало благословение Святейшего патриарха Пимена всем архиереям Русской Церкви благословение, на право ношения митры, увенчанной крестом. До этого такое право имели только патриарх и митрополиты. В связи с богослужебной практикой Поместных Православных Церквей, такой обычай вошел и в церковный обиход Русской Церкви[xxii].

 

Общегосударственный масштаб празднования 1000-летия Крещения Руси закрыл страницу тяжелого периода бытия Церкви, выражавшейся в латентном давлении государства, давая предпосылки к новому периоду – возрождения, собиранию утраченного. В исторический период, охваченный первосвятительским служением патриарха Пимена (Извекова), была существенно изменена политическая риторика Советского государства. Началась положительная тенденция открытия и возращения храмов и монастырей. Народное самосознание обернулось в сторону Бога и Церкви, выражавшиеся в активной жизни и участии народа в богослужениях. Пройденный период Русской Церкви наполнен интересными историческими реалиями, которые пережила Церковь. Однако, несмотря на ограниченность в проповеди, Она все же сумела сохранить в народе веру и любовь к Богу и его святым, что и выразилось в канонизациях новых святых, а также составлении молитвословий, которые поистине стали примером молитвенного осмысления и переживания данного времени.

____________________________________________________________________________

[i] Прим. В знаменитом «Великопостном письме» А. Солженицына, написанное на Крестопоклонной неделе 1972 г., автор дает характеристику тяжелому положению в Церкви не только времени патриарха Пимена, но и за весь советский период. «Почему, прийдя в церковь крестить сына, я должен предъявить паспорт….На каждый действующий храм – двадцать в запустении и осквернении….Даже Евангелие у нас нигде не достать…Священники бесправны в своих приходах, лишь процесс богослужения еще пока доверяется им, и то не выходя из храма, а за порог к больному или на кладбище – надо спрашивать постановление горсовета». См. Всероссийскому Патриарху Пимену великопостное письмо (А. И. Солженицына) Крестопоклонная неделя 1972 года. // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, 1 книга. / Сост. Г. Штриккер. М.: «Пропилеи» 1995. С. 108 – 112.

Автор письма подробно описывал положение Церкви, но вину за происходящее Солженицын возлагал на бездействие и пассивность иерархии по отношению к государству. Но сопротивление Церкви Советскому государству не принесло бы ничего хорошо, возродило бы репрессивные зачистки неугодных, породило раскол на более лояльных к правительству, что регенерировало бы тем самым новое обновленчество.

«Ярким документом, иллюстрирующим действительно нелегкое положение Русской Церкви, является и письмо епископа Полтавского Феодосия (Дикуна) к генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу от 26 октября 1977 года. В письме были выражены протест против оскорбительных действий многих представителей власти и требования: прекратить практику регистрации треб, освободить Церковь от диктата уполномоченных, предоставить больше прав архиереям и т.д.». См. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 395.

[ii] Прим. Политика второй половины 80-х годов ХХ века, существенно пересмотрела отношение Советского государства к Церкви. С сентября 1987 года число приходов Русской Церкви начало увеличиваться. Важным моментом, способствующим перемене в церковно-государственных отношениях, по мнению историка М. В. Шкаровского была та, что: «Нарастание всестороннего кризиса советского общества, экономические трудности стали причиной попыток руководства страны расширить поддержку со стороны широких народных масс, в том числе за счет верующих». См. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 401.

[iii] Никитин А. В. Патриарх Пимен: Путь устремленный ко Христу. М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2011. С. 226.

[iv] Слово Святейшего Патриарха Пимена на встрече с профессорами и преподавателями МДА и МДС. // ЖМП. 1972, № 2. С. 15.

[v] Пимен, патриарх Московский и всея Руси. Речь на годичном акте МДА 14 октября 1970 г. // Слова, речи, послания, обращения. 1957 – 1977, 1 том. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 355.

[vi] Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917 – 1997). Изд. Спасо – Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997. С. 458.

[vii] Прим. Монахиня Игнатия (Пузик), печатавшаяся в периодической литературе под псевдонимом «Петровская», автор служб: святителю Игнатию Кавказскому, св. патриарху Иову, бл.кн. Димитрию Донскому, прп. Герману (Гомзину) и Зосиме (Верховскому), Собору святых Смоленских, Белорусских, а также автор службы иконе Божией Матери «Валаамская». В настоящий момент некоторый из этих служб включены в дополнительную Минею и рекомендованы к богослужебному употреблению.

[viii] Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская Православная Церковность. Вторая половина XX века. [Электронный ресурс]. // Православная библиотека «Золотой корабль» [сайт].  URL: http://www.golden-ship.ru/load/cerkov_zemnaja_i_nebesnaja/ruptxxv/45-1-0-1478 (дата обращения: 06. 10. 2017).

[ix] Там же.

[x] Прим. Совершив праздничную Божественную Литургию в 1-ю неделю по Пятидесятнице, в память Всех святых, в Богоявленском соборе, Святейший патриарх Пимен в своей проповеди напомнил о тяжелом историческом пути Церкви и ее значении в жизни Русского государства. Проводя параллели с духовным возрождением Киевской Руси после ее Крещения святым Владимиром, он отмечал и грядущее возрождение Православия в Советском обществе. «Духовный подъем, возникший под омофором Пресвятой Богородицы на берегах Днепра в Киево – Печерской обители, охватил всю Киевскую Русь». См. Воробьев М. Ретроспективный обзор проведения праздничных мероприятий посвященных 1000-летию Крещения Руси. // Труды Коломенской Духовной семинарии. Выпуск 11. Коломна, 2016. С. 57.

[xi] 6 июня 1988 года председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), прочитал доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Итогом стало прославление в лике святых: благоверного князя Димитрия Донского, преподобных Андрея Рублева и Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Феофана Затворника. См. Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Церковно – научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 360.

[xii] Праздничное богослужение, совершаемое в Даниловом монастыре, возглавил Блаженнейший патриарх Антиохийский Игнатий IV, в сослужении патриарха Иерусалимского Диодора I, патриарха Московского Пимена, Католикоса – Патриарха всей Грузии Илии II, патриарха Румынского Феоктиста, патриарха Болгарского Максима, архиепископа Кипрского Хризостома. См. Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917 – 1997). Изд. Спасо – Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997. С. 471.

Праздничные мероприятия прошли во многих городах и епархиях Русской Церкви. С огромным торжеством юбилейные торжества прошли у Днепровской купели – стольном граде Киеве, давшие толчок к возрождению и укреплению церковной жизнедеятельности в Украине.

[xiii] Чинопоследование праздника Крещения Руси. Издание Московской Патриархии, 1988. 99 с.

[xiv] Прим. Впоследствии архиепископ Берлинский и Германский. Скончался 11. 09. 2017 г.

[xv] Определение Священного Синода от 23 марта. //ЖМП. 1987, № 5. С. 4.

[xvi] Андроник (Трубачев), игум. Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988). [Электронный ресурс] «Альфа и Омега», № 49, 2007 // [сайт].  URL:https://www.pravmir.ru/gimnograficheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-posle-vosstanovleniya-patriarshestva-1917-1988/  (дата обращения 1. 07. 2017).

[xvii] Чинопоследование праздника Крещения Руси. Издание Московской Патриархии, 1988. С. 8.

[xviii] Там же. С. 74.

[xix] Чинопоследование праздника Крещения Руси. Издание Московской Патриархии, 1988. С. 50.

[xx]Там же. С. 57.

[xxi] Чинопоследование праздника Крещения Руси. Издание Московской Патриархии, 1988. С. 70-71.

[xxii] Русская Православная Церковь ХХ век. Изд. Сретенского монастыря. М., 2008. С. 598-599.

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ