Почему ректор Киевских духовных школ семинаристов заставляет читать

02.07.2018

Почати

02.07.2018 - 20:30

Кінець

02.07.2018 - 20:30

Категорії

Публікації

Вот и закончилась учеба в Киевских духовных школах, пронеслись выпускные экзамены, скоро уже – вступительные, прогремели торжественные мероприятия, сказаны напутственные речи, отзвучали вспышки камер.

 

И все волнения и переживания за время учебы сливаются в одну общую фотографию, подытоживающую все усилия.

 

Одновременно радостные и грустные лица, уставшие и полные надежд и сил, не успевающие должным образом даже осознать стремительные перемены в своей жизни.

 

С натруженным, но счастливым ректором Киевских духовных школ епископом Сильвестром (Стойчевым) наш разговор на летних каникулах.

 

– Владыко, поздравляем Вас с первым выпуском! Какие чувства испытываете?

 

– Первый выпуск всегда запоминающийся и очень переживательный.  Хоть 10 лет преподаю в духовных школах, был на разных послушаниях, участвовал во многих выпусках, но все совсем по-другому сейчас, когда уже ректор. Переживаешь не только за какую-то часть своей работы, а абсолютно за все – начиная с богослужения и выдачи дипломов и завершая общей трапезой и фотографиями, поздравлениями.

 

Этот выпускной мне воочию показал, что есть, слава Богу, в Киевских духовных школах сформированная команда, где каждый знает свое место, свои обязанности. И, по сути, все было действительно слаженным, хотя я переживал, как все пройдет. Но переживать не стоило. Всю работу сотрудники Киевской духовной академии и семинарии выполняли по накатанной: действия слажены и отработаны, все четко организовано благодаря трудам предыдущего ректора.

 

Мои личные переживания – это особые впечатления, особые переживания. Особая память.

 

– Может, что-то было все-таки новое в этом году?

 

– Действительно, этот год является историческим для Киевской духовной академии, потому что состоялся не только выпуск семинаристов и магистров Академии, но и первый выпуск аспирантов.

 

Аспирантура была открыта три года назад по решению Синода Украинской Православной Церкви. Аспиранты три года учились и писали диссертационные исследования.

 

Все, что было связано с этим выпуском, было новым и сложным, достаточно переживательным для админстрации. Это очень важный исторический момент для Киевской духовной академии.

 

–  Скажите, почему так важно священнику развиваться? Какие минусы, если священник прекратит развиваться, воспитывать себя? Чем это чревато?

 

– Для меня вопрос, зачем нужно развиваться, вообще не стоит. Для меня это настолько же естественно, насколько естественно пользоваться компьютером и телефоном сегодня. Можно выходить на Крещатик и спрашивать: «Люди, зачем вы пользуетесь телефонами?» Но от этого вопроса ничего не изменится.

 

Мы живем в мире, где все пользуются телефонами.

 

Нынешний ритм с его количеством знаний, навыков, бешеный. Такого 30 лет назад не было.

 

Происходит симбиоз всех видов знаний, навыков, умений. Следовательно, любой человек обязан многое знать, иначе он выпадет из жизни.

 

Тем более служитель, священник, ведь люди могут задавать самые невероятные вопросы.

 

Из своего опыта: мне задавали вопросы и физики, и археологи, и химики, и чуть ли не космонавты. У каждого есть вопросы на религиозную тематику, исходя из того образа жизни, который эти люди ведут. Поэтому священнослужителю всегда надо быть хотя бы частично в теме всех этих отраслей знаний.

 

Отдельные области уже настолько глубоки и широки, что, не будучи узким специалистом, трудно разбираться, но какая-то эрудиция должна, конечно же, присутствовать.

 

И не надо забывать важный момент: как ни крути, но человека встречают по одежке, исходя из первого впечатления. Люди хотят видеть нравственного, образованного, воспитанного, открытого священнослужителя.

 

– В Академии задается такой тон?

 

– Всегда обращали и обращаем на это внимание. С момента назначения меня ректором, учитывая административную занятость, вынужден был отказаться от части предметов, которые преподавал. Когда встал вопрос о том, что хочу себе оставить, то, конечно же, я предпочел догматическое богословие. Это мой любимый предмет. Правда, оставил за собой только второй курс семинарии. Также преподаю курс философии для первого курса семинарии.

 

Это не случайно, потому что философия – это некая школа мысли. Сейчас курс философии включает в себя историю науки, историю философии, историю литературы, историю культуры, историю всего. (улыбается)

 

С одной стороны, важно отслеживать культурный и общий интеллектуальный уровень студентов, с другой – на него влиять. Я рад, что у нас есть студенты с пытливым умом, которые готовы читать, тратить свое время, искать возможности для развития.

 

Не могу не отметить с сожалением (и это не только мое мнение, но и мнение большинства коллег), что общий школьный уровень упал.

 

И зачастую вещи, которые были известны каждому со школьной скамьи, сегодня – вне понимания. Если и есть знания, то поверхностные, даже в области истории, математики, геометрии.

 

У современных студентов исчез целый ряд навыков, которые присущи людям моего поколения.

 

Дабы не быть голословным, например, навык писать изложение. Он отсутствует у многих. Во время моих школьных лет изложение было обязательным видом работы по языку и литературе.

 

Важно научиться излагать мысли, сначала свои, потом чужие.

 

Читаю, к примеру, лекцию и прошу студентов изложить мысли. Картина, к сожалению, часто весьма печальная. Правда, у нас есть специальный предмет, с помощью которого можно восполнить этот пробел.

 

Студенты, понимающие и излагающие суть устно, совершенно по-другому это делают письменно. Письменная культура уходит в прошлое. Студенты практически не умеют читать по печатной книге. Некоторым советуешь книгу, они находят ее, сканируют и читают с планшета.

 

Они так привыкли. Читать книгу для них неудобно, нельзя сразу найти нужное слово и т. д.

 

Проблема здесь вот в чем: когда у тебя в руках книга, есть понимание, что 300 страниц нужно прочитать. Когда книга в электронном варианте, то многие начинают читать ее и не дочитывают или читают поверхностно, частями без ощущения, где начало, где конец, что важно в любом деле.

 

В результате без этого навыка все книги по философии, к примеру, читаются по диагонали, с пропусками целых абзацев, а значит, без погружения в суть предмета.

 

– Что, на Ваш взгляд, самое важное для образования современной молодежи?

 

– Не терять связь с книгой. Хоть полстранички в день, но обязательно читать. Необходимо, чтобы у преподавателя, священнослужителя всегда была необходимость в поиске нужной информации, в пополнении знаний, ведь появляются новые исследования. Если даже получили хорошее образование, но 10 лет не читали, то деградируете.

Всегда настаиваю, чтобы список рекомендованной литературы (философская, богословская, мировая литература) студенты запоминали. Это тоже часть процесса обучения.

 

Понимаю, что многие книги они не прочтут, но хоть в их памяти отложится, что есть такая книга. Пройдет 10 лет, вдруг они захотят прочесть что-то по конкретной теме, и вспомнят, где искать нужную информацию.

 

Вот так, маленькими шагами, направляем духовное и интеллектуальное развитие наших воспитанников.

 

Православная жизнь

 

2230

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ