Интервью ректора КДА епископа Белогородского Сильвестра журналу "Академический Летописец"

09.07.2018

Почати

09.07.2018 - 20:30

Кінець

09.07.2018 - 20:30

Категорії

Публікації

Владыка, скажите пожалуйста, как правильно выбирать имя ребенку и можно ли крестить его с именем, которого нет в Месяцеслове?

 

Для нашей Церкви является традиционным, чтобы имя ребенка было взято из святцев. Конечно, нет строгих указаний как выбирать это имя, но есть благочестивая традиция — выбирается имя по дате близкой к крещению ребенка. В любом случае, важно понимать, что если даже не соблюсти эту существующую практику, то любое имя, которое будет дано ребенку при Крещении, — это имя святого, которому можно и нужно молиться. Поэтому, в принципе, ребенок может носить любое имя любого святого, который есть в Православных святцах. Думаю, что вполне оправдано, когда ребенка называют именем святого, которого особо почитают в семье.

 

 

Ваше Преосвященство, известно, что есть разные практики крещения ребенка. Как Вы считаете, можно ли крестить ребенка без полного погружения?

 

Правильно крестить с полным погружением, потому что это имеет глубокое символическое значение. Погружение означает умирание со Христом, а поднятие из воды обозначает Воскресение со Христом. В связи с этим, правильно придерживаться крещения с полным погружением. Полагаю, что священнослужители должны стремиться к тому, чтобы исполнять практику полного погружения.

 

Практика обливания, конечно же, не должна иметь место. Но в любом случае должно понимать, что даже при обливании, крещение, совершенное в канонической Церкви во имя Святой Троицы, является действительным.

 

Почти везде, где бы мы ни были: в парке, магазине, парикмахерской или просто идя по улице, звучит музыка разных жанров. Какие жанры музыки, по-Вашему, может слушать православный христианин?

 

Ответ на этот вопрос, во-первых, зависит от того о каком времени идет речь. Например, в Великом посту никакие песни, кроме покаянных песнопений, слушать не желательно. В другие периоды, думаю, можно слушать музыку, но опять же: миряне — это одно, священнослужители — это другое, а монахи — это третье. По большому счету, если православный мирянин слушает какую-нибудь музыку, то в этом нет ничего предосудительного, но здесь всегда нужно соблюдать, определенного рода баланс, чтобы эта музыка не была музыкой, выводящей человека из состояния стабильности. Ведь есть музыка, которая сильно влияет на человека, заставляет его или нервничать, или слишком веселиться. Желательно такой музыки избегать. Считаю, что любую хорошую музыку, которая тотально не влияет на человека, в принципе, вполне можно слушать.

 

Св. апостол Павел в 1 Кор. 14:34 говорит: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить». Но сейчас другая ситуация: существуют учебные заведения, которые готовят женщин по специальности регент, псаломщик или иные. Как на Ваш взгляд совместить современную практику со словами Апостола?

 

Слова апостола Павла нужно смотреть в контексте. Например, у апостола Павла есть упоминание о том, что женщины пророчествуют и мужчина пророчествует (1 Кор. 11:5). Мы знаем, что некоторые женщины прославлены как равноапостольные. Естественно, они прославлены как равноапостольные не потому что молчали, а потому, что они проповедовали. И, соответственно, женщина может говорить в Церкви. Ведь очень часто многие люди получают первоначальные знания о Православии именно из уст православных женщин, находящихся в храме. Слова апостола Павла, которые были процитированы, нужно понимать не в смысле того, что женщина вообще не должна разговаривать в храме, а в историческом контексте того, что женщины в Коринфе часто поднимали дискуссии прямо во время богослужения, чем отвлекали от основной задачи, которая есть у всех христиан, находящихся в храме. Ведь сказано в Писании, что «Дом Мой, дом молитвы наречется» (Мф. 21:13). И, соответственно, так уж получилось, что как раз женщины не удерживались и начинали спорить по какому-либо поводу или слишком громко это обсуждать. Все это приводило к нарушению дисциплины во время богослужения. И поэтому апостол Павел дает эту рекомендацию. Кстати, именно в этом смысле понимал запрет Апостола разговаривать женщинам в храме свт. Иоанн Златоуст.

 

Таким образом, эта рекомендация касается конкретного поведения в конкретных ситуациях. Более того, там же дальше сказано, что если у женщины есть какие-либо вопросы, пусть спросит у своего мужа. Так сказано по той причине, что апостол Павел советует женщинам все вероучительные вопросы обсуждать вместе с мужем, чтобы у них было единение в вере, поскольку одна вера — это крепкий фундамент в семье.

 

Очень часто бывает, что женщины услышав какие-то околоправославные мифы, начинают в них верить, совершенно игнорируя мнение, как священнослужителей, так и своего верующего супруга. Это становится поводом к определенному разделению, которого не должно быть, потому что «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5), — как сказано у Апостола.

 

Таким образом, согласно апостолу Павлу, женщине рекомендуется не спорить в храме по вопросам, связанным с вероучением, а обсуждать это со своим супругом, чтобы в семье было единение, а в храме не было нарушения дисциплины из-за громкого обсуждения тех или иных вопросов.

 

 

Интервью помещено в журнале «Академический Летописец» №1 (22), 2018 г.

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ