Почати
21.03.2018 - 21:30
Кінець
21.03.2018 - 21:30
Категорії
ПублікаціїВладыко, это Ваше первое большое интервью в качестве ректора Киевских духовных школ. Прошло два месяца с Вашего назначения. Какие главные слова Вы бы хотели сказать, пребывая в этой должности?
– Люди очень часто при назначении нового человека на должность всегда ожидают каких-то радикальных перемен, изменений. Но я полагаю, что в духовном образовании нужно стремиться к сохранению традиции, преемственности. Вообще, для Православной Церкви большое значение имеет традиция: и духовная, и аскетическая, и богослужебная, литургическая. Само слово «традиция» происходит от traditio, tradere — передавать. Наша Церковь ориентируется на опыт предшественников. Недаром в большинстве богослужебных текстов, чествующих память Отцов Вселенских Соборов, постоянно говорится: се вера святоотеческая, се вера православная, то есть наша вера — это вера наших святых Отцов.
И в духовном образовании тоже есть своя традиция, как и в каждой конкретной духовной школе: Киевской, Московской, Петербургской, Минской.
– Как удалось сохранить традиции, учитывая богоборческий период?
– Действительно, в определенный момент традиция была прервана известными событиями начала XX столетия. И в период возрождения в 1990-х, а особенно в последние 10-11 лет наблюдалось возобновление утраченных по независящим от нас причинам знаний, навыков.
Восстанавливать всегда тяжело. Ранее, в ХIX — нач XX вв., Киевская духовная академия имела свою ярко выраженную традицию, благодаря которой она была известна, узнаваема. Представители Поместных Православных Церквей сотнями учились в КДА, вынося отсюда богословские знания и распространяя их у себя на родине.
Визитной карточкой дореволюционной КДА были переводы с латинского (в основном) языка, библейская археология, богословская полемика, и конечно же, изучение истории Киевской Митрополии.
В новое время это все по крупицам восстанавливается. За последние 10 лет были обновлены связи со многими учебными заведениями Поместных Православных Церквей, подписано свыше десяти договоров о сотрудничестве. В данное время у нас находятся на обучении представители Элладской и Сербской Православной Церкви. В свою очередь, наши студенты проходят курс обучения за границей по разным программам. Многие из них уже на достаточном хорошем уровне владеют иностранными языками.
– Далеко за пределами Киевской духовной академии известно, какое важно место занимает в ней богослужебная традиция.
– Конечно же, любой духовной школе свойственна связь с богослужебной традицией. Вспомним известное выражение, которое принадлежит Алексею Степановичу Хомякову: кто понял Литургию, тот понял Православие. На мой взгляд, понимание богослужения, его красоты, его древности, его размеренности — обязательное условие понимания православного богословия.
– Недавно ведь был отремонтирован академический храм?
– Академический храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен после ремонта, буквально за месяц до моего назначения на должность ректора. Действительно, колоссальная работа проведена владыкой Антонием, как по образовательной, богослужебной, так и по материальной части. Считаю своей основной задачей как ректора сохранять и развивать то, что было сделано за последние десятилетие.
– Работа с молодежью сложна. Какие высказывания святых отцов Вы бы взяли на заметку для продуктивного диалога с ней?
– В святоотеческом наследии много говорится о воспитании. Следует понимать, что есть воспитание молодежи, а есть воспитание молодежи, которая хочет стать священнослужителями. И это разные процессы. Обучение будущих пастырей гораздо сложнее, многограннее.
Учебного заведения в виде духовной семинарии в святоотеческое время не существовало — многие подвижники получали образование в языческих учебных заведениях.
Святитель Иоанн Златоуст обучался риторике у язычника Ливания, святители Григорий Богослов и Василий Великий учились в Афинском, языческом, университете и т. д.
Но пастырский навык они получали не в какой-либо школе, а общаясь с духовенством. Это скорее было обучение посредством подражания, а не через слушание лекций. Вот почему в творениях святых отцов Иоанна Златоуста и Григория Богослова о педагогике речь идет лишь в общих чертах.
Многие святители говорят о высоте священства. Например, уже упомянутые ранее святители Иоанн Златоуст или Григорий Богослов. Задача в рамках семинарского курса — на основании имеющихся святоотеческих творений выстроить некую систему педагогики для семинаристов и академистов, обучить их именно как пастырей.
– Кто-то из предшественников занимался подобной работой?
– Многие авторы XIX — начала XX века посвящали свои сочинения этим вопросам. Например, архиепископ Антоний (Амфитеатров), бывший ректор Академии (XIX век), писал докторскую диссертацию о пастырском богословии, в которой обращался к теме воспитания священника, приобретения необходимых навыков, также митрополит Антоний (Храповицкий) занимался пастырским богословием.
Революционные события прервали развитие этой науки, хотя и в ХХ веке появлялись сочинения на эту тематику епископа Вениамина (Милова), схиархим. Иоанна (Маслова), архим. Киприана (Керна).
Слава Богу, сейчас есть понимание необходимости развития пастырских наук. Ведь меняется стиль жизни, и будущий священник должен учитывать аудиторию, к которой обращаешься. То, о чем можно было говорить 40 лет назад, сейчас не интересно, к примеру, рассказывать нынешней пастве о вреде марксизма-ленинизма. Раньше об этом писали книги, многие известные миссионеры 80-х годов прошлого века ориентировались на публику, которая выросла на идеологии марксизма-ленинизма.
В 90-е годы многие попали под оккультное влияние учения Блаватской, Рериха, а сейчас популярны так называемые новые атеисты.
– Есть ли отдельный предмет, освещающий последние тенденции развития науки?
– У нас преподают апологетику, науку и религию, отдельные предметы посвящены биоэтике. Наша задача — показать воспитанникам высоту священнического служения и подготовить их к общению с паствой на любые темы.
Беседовала Наталья Горошкова, pravlife
1636