Жены-мироносицы и их служение

21.04.2018

Почати

21.04.2018 - 20:30

Кінець

21.04.2018 - 20:30

Категорії

Публікації

“Служение женщины в Церкви — одно из самых достойных и важных, и нельзя себе представить Церковь без этого служения”. Статья ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра о Женах-мироносицах.

 

Женщина в Церкви… Сам вопрос способен вызвать целый спектр мнений и чувств. Часто диаметрально противоположных друг другу: от требований больших прав до раздражительного: «Бабы». И в том, и в другом случае вряд ли это христианский рассудительный ответ. Первый вызван волной внешних влияний (там, в миру, эмансипировать уже нечего, а тут… Думаю, многие священнослужители неоднократно сталкивались с таким ходом мыслей: «В Церкви столько несправедливого, столько пережитков; взять, например, положение женщин…»); второй… чем бы он ни был вызван, какое это имеет значение. Он неверен потому, что не будь их, православных женщин, в наших храмах, кто бы заботился обо всем: от поливки цветов до организации праздничных трапез, от пения колядок до дел милосердия? Кто приходит раньше всех и уходит позже всех? Вот именно — они, наши прихожанки.

 

Зачастую бытует мнение, согласно которому женщина испытывала определенного рода гнет в обществе и этот гнет всячески поддерживался Церковью. Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так.

 

Так, к примеру, Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся.

 

Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов.

 

Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор. 14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет.

 

Фраза из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод — питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

 

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих. Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то, где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12: 12-25).

 

У женщин есть свое служение в Церкви. И оно важно, и оно необходимо! На примере учениц Господних мы видим, что это служение заключается в том, чтобы проявлять заботу и невероятную преданность. Эти женщины воплощают дар милосердия, верности, преданности, дары, без которых трудно себе представить существование любой общины. Всегда есть те, которые требуют особого внимания и ухода: увечные, больные, одинокие люди. И милость, оказанная им, время им уделенное, особое о них попечение — одна из самых действенных и важных форм христианского служения.

 

Кто осуществляет разноплановую помощь на приходах? Кто занимается делами милосердия? Кто, в конце концов, заботится о благолепии храма и прихрамовой территории? Наши верующие женщины.

 

Служение женщины в Церкви — одно из самых достойных и важных, и нельзя себе представить Церковь без этого служения.

 

Необходимо помнить, что жены-мироносицы не сразу стали мироносицами. В Евангелиях о них сказано не так уж много, скорее — даже мало, но нужно обратить внимание не на это, а на то, как о них говорится! Читая евангельские строки о женщинах, следовавших за Спасителем, мы видим верность, искренность и настоящую любовь, чему и следует научиться каждому христианину.

 

Пресс-служба КДА

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ