Студентські проповіді

27.03.2018

Почати

27.03.2018 - 20:30

Кінець

27.03.2018 - 20:30

Категорії

Публікації

 

Проповедь

студента II курса магистратуры КДА Прокопенко Николая 

в Академическом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы

за Всенощным бдением 24 марта 2018 года

 

на тему:

«Печаль ради Бога и печаль мирская».

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры! Каждому христианину, сознательно относящемуся к своей вере, необходимо особым образом подвергать осмыслению свою жизнь и поступки. Святые отцы предлагают нам положить это самоиспытание в центр нашей жизни, особенно в то время, когда и внешние обстоятельства способствуют такому внутреннему самососредоточению. Пост и является таким обстоятельством.

 

Несомненно, что, подвергая себя внутреннему испытанию, задавая себе нелицеприятные вопросы, мы соприкоснемся со многими трудными сторонами и явлениями нашей духовной жизни.

 

Одним из таких явлений являются стрессы, через которые современный человек проходит, в той или иной мере, практически каждый день своей жизни. У некоторых стрессы связаны с исполнением профессиональных обязанностей, другие, просто не выдерживают общего информационного фона, который обрушивается на человека и несет очень большое количество негатива, вольно или невольно, воздействуя на наше сознание.

 

Во времена святых отцов слово «стресс» не использовалось, но было другое слово, которое практически вышло из нашего обихода, – это слово «печаль». Вот о печали в святоотеческой письменности сказано довольно много. Святой Григорий Нисский говорит: «Печаль иссушает человеческое сердце»[1]. А замечательный церковный писатель–аскет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин показывает через призму Святого Писания силу этой зловредной страсти: «Ибо как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека» (Притч. 25. 21)[2]. «Печаль преимущественно вредна для человека, – писал апостольский муж Ерм, – поскольку, изгоняет Святого Духа с души»[3].

 

Святые отцы ясно понимали, что печаль в большинстве случаев разрушает внутренний мир и покой человека, лишая его возможности сосредоточиться, в том числе на вопросах духовной жизни. Когда человек проходит через сильный стресс, он не может ни о чем думать – он постоянно «прокручивает» в своем сознании те или иные обстоятельства, связанные с этим событием, в мучительном поиске найти выход из сложившейся ситуации. И как результат, стрессы часто приводят к необратимым физическим и психологическим последствиям, разрушая человеческий организм и саму человеческую жизнь!

 

Такое состояние святые отцы именуют греховным. «Печаль греховная, потому, – говорил авва Евагрий, – что она расстраивает помыслы, пресекает всякое душевное удовольствие, расстраивает молитву и иссушает душу, лишает ее жизненных сил»[4]. Выдающийся проповедник святитель Иоанн Златоуст говорит: «Печаль причиняет великий вред, помрачая зрение души, не позволяет ей видеть ничего должного»[5].

 

Но может ли печаль быть спасительной? На этот вопрос дал ответ еще святой апостол Павел, отмечая, «что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7. 10). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так же говорит, «что только в двух случаях печаль спасительна: когда она происходит от глубокого осознания своей греховности и удаления от Бога или, когда она посещает человека от неудовлетворенности его духовным совершенствованием»[6].

 

Печаль, касающаяся этих двух важных обстоятельств, не помрачает человеческое сознание и не является стрессом. Это другая печаль, которая, наоборот, мобилизует сознание и волю, являясь стимулом к внутреннему совершенствованию.

 

Что же делать, когда нас посещает стресс – та самая печаль, которая иссушает и разрушает человеческую природу? Святые отцы дают очень простой совет. Так, святой Иоанн Лествичник говорит, что «скорбь и печаль уничтожаются псалмопением и добродетелью»[7].

 

Под псалмопением преподобный имел в виду, конечно, молитву – искреннюю молитву к Богу, которая способна на великие дела. Она возвращает внутренний мир и покой, нарушенный нашими чрезмерными заботами о земном благополучии.  В момент печали и скорби следует соотнести их причины с той системой духовных ценностей, которые Бог определил для жизни человека, и мы увидим их ничтожность и мало значимость.

 

Далее преподобный Иоанн упоминает добродетель. Но почему именно добродетель? А потому, что совершение добрых дел всегда несет в себе некий позитивный заряд, обогащая человека энергией. Так что, даже посещение скорбящих и обездоленных людей, не забирает у человека энергию, а по Промыслу Божию, придает ему сил, для еще больших подвигов. Если мы творим добрые дела, то тем самым мы отвращаемся от печальных истин.

 

Именно поэтому, дорогие братья и сестры, когда нас посещает печаль не по Боге, а печаль, обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в самих себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, выстраивая систему защиты, тем самым нанося еще больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание на действительно важные вещи – на духовную сферу и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил преподобный Иоанн Лествичник, молитвенными псалмопениями преодолевать печаль. А главное, действительно стать христианами, которые сознательно относятся к своей вере!  Аминь.

 

[1]Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. III. Точное изъяснение Песни песней Соломона. М., 1862. С. 65.

[2]Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Книга IX. М.:ТипоЛитография И. Ефимова, 1892.С. 141.

[3]Пастырь Ерма // Памятники христианской письменности. Т. II. М., 1866 .С. 262.

[4]Печаль // Энциклопедия Православной веры от «А» до «Я». Краматорск: Тираж-51, 2009. С. 392.

[5]Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений. (В 12 томах). Т. 1. М.: Эксмо, 2017. С. 157.

[6]Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Указ. соч. С. 142-143.

[7]Иоанн Лествичник, преп. Лествица или Скрижали духовные. Сергиев Посад, 1908. С. 35.

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ