Почати
04.12.2023 - 23:30
Кінець
04.12.2023 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Православные праздники — это история. Священная история, в которой смысл выходит за пределы просто увиденного, услышанного, совершенного. Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Закономерно, что мы можем задаться вопросом об историческом основании этого праздника. Попросту говоря, выяснить было ли вообще данное событие?
Церковь всегда настаивала на историчности событий, которые отмечаются ею как праздники. Отсюда, даже в Символе такая детализация, как упоминание исторического лица — Понтия Пилата. В Православной Церкви, акцентируем, все праздники нарочито историчны. У христиан нет абстрактных праздников вроде солнцестояния, прощания с зимой, прихода весны, или чего-то схожего. Мы веруем, что Бог открывается человеку, народу, Церкви в гуще событий, времени, истории. Откровение всегда исторично. Библейское выражение «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:15) — не просто перечисление имен. Это указание на Богооткровение реальным людям, семье, роду, народу. События библейской истории внешне обычные, нередко даже банальные, но значение и последствия их простирается далеко за пределы просто череды событий, сменяющих друг друга, и по сути, являются частью Божественного Промысла.
При этом, практически на протяжении всего своего существования Церковь стоит перед необходимостью доказывать реальность событий своей священной истории. Говорим сейчас о случаях, когда, например, полностью отрицают Иисуса Христа как реально существующее лицо, и занимаются бесконечным поиском «исторического Иисуса». Вот и сегодня Церковь отмечает праздник, вопрос об историчности которого сейчас принято стыдливо умалчивать, или наоборот нарочито задавать: а было ли введение во храм Девы Марии? В ход идут различные аргументы: данный праздник не соответствует ветхозаветным обычаям и предписаниям; сам праздник установлен поздно (как будто не понимают, что литургическое и обрядовое оформление события и само событие — не одно и тоже самое. С таким же успехом можно, сказать, что и Пасху Христову не отмечали в первые века, потому что чин службы пасхальной оформился гораздо-гораздо позже).
И все же попытаемся ответить, есть ли историческое основание для сегодняшнего праздника. Обратившись уже к Новому Завету, вспомним всем известную историю, когда Господа нашего Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в Иерусалимский храм. В этом евангельском событии есть одна деталь. Там упоминается пророчица, которая, как сказано в Писании: «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37). Очевидно, что иудейское благочестие того времени все же предполагало, что некоторые женщины могли постоянно присутствовать при храме. Потому благочестивые родители могли и дитя женского рода привести в храм, для приобретения благочестивого навыка поста и молитвы.
Церковь не выдумывает свою историю, Церковь не создает её с нуля, но Церковь сберегает то, что действительно происходило. И конечно же так бережно сохраненный образ Девы Марии как маленькой девочки, вводимой в храм, бесспорно имеет историческое основание. Обратившись к святоотеческим проповедям нынешнего праздника, мы увидим, что святые отцы в реальности данного события не сомневались. Можно возразить, что, мол, отцы писали проповеди и богослужебные тексты много столетий спустя после жизни Пресвятой Девы, а потому просто не могли знать многих деталей иудейской обрядовой традиции. Да, братья и сестры, в полной мере такого обычая, связанного с девочками в Ветхом Завете, не было. Однако же, святые отцы вполне были об этом обстоятельстве осведомлены. Более того, именно в том, что такой ветхозаветной практики в отношении детей-девочек не было, они усматривали исключительность и боговдохновенность введения во храм Той, кто станет Матерью Бога-Слова.
Святитель Герман Цареградский в своей проповеди на праздник Введения, восклицает: «новое и неслыханное дело — ввести Отроковицу в недоступное святилище»! Стало быть, для свт. Германа введение во храм — событие необычное, непринятое, исключительное! Ведь такого никогда не было до, и никогда не будет после — потому что Дева Мария только одна, и только исключительно с ней совершается такое действие!
Введение во храм столь же исключительно чудесно, как и непорочное Зачатие! Но скажем ли мы, православные христиане, что если все женщины на этом свете во все времена зачинали и рожали только одним способом, то значит и непорочного зачатия не могло быть? Нет, не скажем! Так и оттого, что вводить девочек в святой Иерусалимский храм не было принято, вовсе не значит, что этого не было с Марией.
Святитель Григорий Палама также прекрасно понимает необычайность, несвойственность этого события для иудейской религии, но видит в этом не повод к отрицанию исторической реальности происшедшего, но указания на благодатную исключительность Преблагословенной. Святой отец, как бы обратившись к Богородице, говорит Ей, что Бог возжелал «больших, чем это свойственно в отношении людей, удостоить Тебя почестей, так чтобы Тебе иметь и чудесное рождение, и еще более чудесное возрастание и еще более чудесно, непостижимо родить неискусомужно». Итак, в отношении Пресвятой Девы все чудесно, все непостижимо: и ее рождение, и Благовещение, и бессемянное зачатие, и Успение. И конечно же, славное Ее введение во храм!
Другие участники этого чудесного события, не просто могли, а были объяты Духом Святым, действующим в них возможно и без особого понимания величайшей сакральности происходящего (ср. Чс. 24:2). Нет, говорят, не было никакого введения! О, «несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать» (Лк. 24:25), неужели вы никогда не читали, что «Бог есть дух» (Ин. 4:24), а «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8)? Неужели Бог Всемогущий должен был спрашивать священников и левитов позволено ли Ему Творцу неба и земли соделать с приготовляемой для Боговоплощения Девой так, как Он хочет? Неужели Бог должен был советоваться с «плотью и кровью» (Гал. 1:16)? Всякий же «омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2) пусть вспомнит слова Писания, говорящего «Бог наш на небесах и на земле; творит всё, что хочет» (Пс. 113:11); «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9). Нет ничего, никаких факторов, которые бы могли помешать Богу сделать желаемое домостроительство нашего спасения.
Рассказывающие, что Введения во храм не было, потому что такого не могло быть — пусть ответят, как могли быть все иные чудеса и знамения? Тот, кто «творит чудеса великие» (Пс. 135:4), побеждая естества чин («идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин», Догматик воскресный 7 глас), тем паче не будет ограничен иудейскими обрядами и традициями, желая совершить чудесное действие! Однако же, как говорилось, православные праздники — не просто события. А значит имеют богословский и духовный смысл. Какое же богословское содержание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы?
Братья и сестры, вы слышали праздничное апостольское чтение (Евр., 320 зач., IX, 1-7.), где говорится о скинии, которая предшествовала древнему великому Иерусалимскому храму, и изначально использовалась как место для совершения богослужения и место хранения ковчега Господнего. Почему читался именно этот текст, который, как кажется, никаким образом не связан с Девой Марией? Прежде всего, этот апостольский текст говорит нам о смысле Ветхого Завета. Ветхий Завет — не просто какие-то либо предписания, законы, обряды — это время ожидания пришествия Мессии. А еще, скиния, и сменивший ее храм, ветхозаветное священство и богослужение, полностью весь Ветхий Завет — прообразы, тень истинного Завета, Нового. Апостол Павел прямо говорит: «конец закона — Христос» (Рим. 10:4). А Его Тело — истинный Храм (Ин. 2:21). Однако Ветхий Завет не радикально и сразу заменен Новым. Нет, это постепенное приготовление, поколения за поколением пророков и праведников, ожидающих Мессию. Но для Боговоплощения нужна Дева, чистейшая из всего рода человеческого, ибо Святой Дух никогда не сойдет на плоть, порабощенную греху (ср. Прем. 1:4). И девочка-Дева, которую мы сегодня прославляем, входит в храм Божий, говорит свт. Григорий Палама, тем самым символизируя, что конец Ветхого Завета уже близок. Наступает «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). Мессия грядет и Мария — именно Та, которая должна ответить на благую весть «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
И вот с момента Введения Девы во храм начинается собственно эпоха Нового Завета. До Благовещения, до Рождества Христового еще годы и даже десятилетия, но звучат уже последние аккорды того отрезка времени, который был выделен Богом для Ветхого Завета (ср. Евр. 9:26.), а завершится его упразднение глубоким символическим событием — когда в момент Смерти Крестной Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа раздерется церковная завеса великого Иерусалимского храма «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мк. 15:38).
Итак, в самом празднике Введения уже указание на грядущее Боговоплощение Спасителя мира Иисуса Христа. Не зря праздник Введения и в календарном, и в богословском смысле связан с Рождеством Христовым. Именно с сегодняшнего дня, согласно богослужебному уставу, начинает исполняться катавасия праздника Рождества «Христос рождается, славите». А во многих украинских храмах принято с этого дня петь Рождественские гимны и колядки.
Братья и сестры, каждый раз, когда мы вспоминаем какое-либо событие, или людей, то они словно становятся присутствующими рядом с нами. В отношении православных праздников, веруем, что, вспоминая события священной истории, как бы сами присутствуем при их свершении. А сегодня, вспоминая Введение во Храм Преблагословенной, слышим свидетельство Ангельских сил, всех святых, всей Церкви: «Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30).
Мы же чтущие Богородицу, скажем словами «Радуйся, смертных к Богу дерзновение»! С Тобой мы воистину дерзаем, молить Сына Твоего и Бога нашего помиловать нас, защитить, спасти от всякого зла, напасти и скорби, чтобы мы «проводили спокойную и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте», славя Бога нашего, Которому слава во веки веков! Аминь!
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у день свята Введення у храм Пресвятої Богородиці
