Проповедь архиепископа Белогородского Сильвестра на Воскресное Евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого

13.11.2022

Почати

13.11.2022 - 23:30

Кінець

13.11.2022 - 23:30

Категорії

Публікації


ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в 22-ю Неделю по Пятидесятнице

 

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: “легион”, — потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Евангелие от Луки 8:26-39

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Прочитанный отрывок евангелия от Луки повествует об исцелении бесноватого и вхождении изгнанных демонов и свиное стадо. Эта история рассказана у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. С той разницей, что у Матфея упоминается два одержимых, а у Марка и Луки один. Объясняя это различие, свят. Иоанн Златоуст говорит, что бесноватых все же было двое. Но Марк и Лука описывают только одного как наиболее свирепого. В самом деле, когда мы хотим изобразить что-то, рассказать о чем-то, то выбираем из целого ряда схожих, самое яркое, наиболее привлекающее внимание. Видя, например, толпу, мы желая описать конкретных ее участников выберем наиболее выдающихся, и обладающих специфическими чертами. Потому и евангелисты Марк и Лука описывают того одержимого, кто наиболее яростно проявлял свое беснование и вселял ужас в проходящих мимо людей. Другой же бесноватый был относительно спокойный.

 

Вспомним, что беснование – это ужасающее и по-настоящему страшное состояние – в древней Иудее считалось практически неисцелимым.   Чем же является беснование само по себе? И не является ли это просто психическим заболеванием, принимаемым за одержимость? Мысли всех церковных авторов на сей счет сходятся в том, беснование – это состояние, когда бесу в действительности удается поселиться в человеке, захватить его. Бес всячески контролирует человека и насмехается над ним, пытаясь унизить в нем достоинство образа Божьего.

 

Человеку бесноватому, о котором сегодня мы слышали в евангелии, Господь задает вопрос: «Как имя тебе?» (Лк. 8. 30). Таким вопрошанием Спаситель хочет показать окружающим, что этим бедным человеком владеет не один-два беса, а великое множество, полчище бесовское. Сами бесы отвечают: «Легион». Когда же Господь намеревается их изгнать, то бесы просят Его, чтобы не идти им в бездну, но войти в свиное стадо, которое паслось на берегу Галилейского озера (Лк. 8, 31-32). И Господь удовлетворяет их просьбу, по толкованию церковных писателей, по двум причинам. Во-первых, чтобы наглядно все увидели какой силы были бесы в этом одном человеке, что для выхода из него им понадобилось целое стадо. И очень большое. Во-вторых, чтобы подчеркнуть состояние бесов именно как падших, утративших свое ангельское достоинство духов. Ведь и апостольское послание говорит про «ангелов, не сохранивших своего достоинства» (Иуд.1:6). По православному вероучению, как вам всем известно, бесы никто иные, как падшие ангелы. Посылая бесов в свиное стадо, Господь Иисус Христос указывает: вот, некогда жившие на небесах и восхваляющие своего Творца, в результате зависти и гордости были низвергнуты с небес.  Раньше они были на небесах в сонме красивейших и чистейших ангелов, а теперь для них самое подходящее место – это свиное стадо.

 

Что же люди, жители соседних городов, из числа которых и были бесноватые? Прославили Господа за великое чудо? Поклонились Ему? Просили прийти в города их, дабы Он и там произвел много иных чудес? Нет! Они просили его уйти!! Какая солидарность с бесами! Ибо и бесы не хотят присутствия Господа, и эти несчастные люди тоже не желают присутствия Господа в городах их. Писание так и говорит: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них» (Лк. 8. 37). Почему это происходит? Потому что жители тех окрестностей выращивали свиней. В том числе тех самых, в которых вошли бесы и потом вверглись в море. Согласно Закону иудеи не должны были вкушать свинину, тем не менее некоторые выращивали свиней для продажи соседним народам и римлянам, живущим на территории Иудеи. Это было прибыльное занятие. И гадариняне боялись, что Спаситель вдруг каким-то своим чудом повредит их прибыли, их привычному образу жизни, их нравам и обычаям. И, к сожалению, за две тысячи лет ничего не изменилось. Позволю себе рассказать небольшую историю из моего личного опыта. В годы моего обучения в семинарии у меня был хороший знакомый, который тем не менее был человеком неверующим и все время так или иначе показывающий свое отношение к Церкви. Несколько раз я пытался затеять с ним не то чтобы дискуссию, скорее долгий разговор с тем, чтобы его переубедить. Он все время отказывался.

 

В конечном итоге, когда я уже сам стал настаивать, он мне прямо сказал: «Наверное, в чем-то меня можно переубедить. Но я не хочу менять своих взглядах. Мне этого вашего религиозного ничего не надо». Наш разговор, разумеется, так и не состоялся.

 

Многие люди, братья и сестры, не хотят изменяться. Им итак все нравится.  Они боятся Божьего посещения, так как боятся утратить то, к чему привыкли. Они настолько боятся, что даже когда Господь являет Себя в чуде они говорят: «Пройди мимо! Пройди мимо, потому что, если Ты придешь, Ты изменишь нашу жизнь, а мы не хотим этого, мы привыкли к другому. Уходи».

 

В этой евангельской истории есть еще один примечательный момент. Человек, который был исцелен Христом, просится быть с Ним: «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк.8.38). Бывший бесноватый желает быть со Христом, следовать за Ним, стать Его учеником, стать Его апостолом. В Евангелии повествуется о призвании апостолов. Есть рассказ о том, как Христос Сам призывал следовать за Ним, но человек отказывался. Например, богатый юноша. А здесь исцеленный, освобожденный от могущественной силы бесовской, просится быть со Христом, и, казалось бы, получает отказ, потому как Спаситель в ответ говорит ему: «возвратись в дом твой» (Лк.8.39).

 

Но при внимательном прочтении мы поймем, что Христос не отказывает этому человеку, но лишь указывает, что быть Его учеником, Его апостолом, его последователем, быть с Ним – можно и оставаясь в доме своем. Потому и отвечает Ему Христос: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк.8.39). Господь дает этому человеку возможность апостольского служения: этот человек будет жить в той местности, среди тех людей, которые видели его в бесновании. Горожане не впустили Христа в свой город, но они не могут не впустить своего же гражданина. Тем самым этот человек на своей родной земле, где все его знают, будет учеником Христовым, апостолом, проповедником Истины: «Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк.8.39). Разве легко ему было проповедовать среди своих, тех самых которые не пустили его Спасителя в свои города и дома? Разве не будут его гнать за проповедь? Разве не сбудется на этот безымянном апостоле Господнем предсказание самого Спасителя «и враги человеку – домашние его» (Мф.10:36)? Мы не знаем подробности жизни и проповеди этого человека, но то, что он подвергнется за проповедь свою всяческим притесняем и гонениям можно не сомневаться, потому что Господь Иисус прямо сказал: «ученик не выше учителя» (Мф.10:24) и «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20).

 

Иногда, братья и сестры, нам верующим во Христа хочется какого-то особого статуса и полномочий, особых условий для проведи православного учения, но вот этой историей нам Господь тоже говорит: иди в дом твой, к близким твоим, проповедуй среди них, обращай их. Будет не просто. Особенно в тех домах, куда Христа не пустили и не хотят пускать, но веруем, что все сможем в укрепляющем нас Иисусе Христе (Фил.4:13), Которому слава во веки веков! Аминь!

 

Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра на Недільне Євангельське читання про зцілення гадаринського біснуватого

 

1843

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ