Проповедь архиепископа Белогородского Сильвестра на Воскресное Евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных

18.12.2022

Почати

18.12.2022 - 23:30

Кінець

18.12.2022 - 23:30

Категорії

Публікації

 

ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

на Евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных

 

 

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

Евангелие от Луки 17:12-19

 

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение повествует об исцелении Господом Иисусом Христом прокаженных. Затруднительно сказать, какая именно болезнь в современной медицине соответствует библейской проказе. В Священном Писании проказой назывались вообще болезни, общим признаком которых были внешние язвы по всему телу. Это заболевание было не только физически мучительно, но влекло за собой изгнание за пределы города или селения.

 

Все дело в том, что для ветхозаветного благочестия огромное значение имело все, что относится к так называемой ритуальной чистоте. Вспомним, что не раз в адрес учеников Христовых звучат обвинения, которые, по сути, как раз связанны именно с этими представлениями. Например, фарисеи обвиняли апостолов в том, что они едят немытыми руками. И претензии эти вызваны не гигиеническими требованиями, а именно предписаниями о ритуальной чистоте (см. Мф. 15 гл.).

 

Человек заболевший проказой должен был покинуть свой дом, свой город, свою семью. Он становился изгоем. Если где-то прокаженный видел здорового человека, то обязан был громким голосом возвестить, что он прокаженный и выкрикнуть о себе «Нечист! Нечист!» (Лев. 13:45). Болезнь эта считалась неизлечимой и потому ее попросту не лечили. Не было ни больниц, ни лекарств для больных проказой. В Писании Ветхого Завета есть рассказ, повествующий о требовании вылечить больного проказой, на что в ответ звучит следующие: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» (4 Цар. 5:7). Таким образом, исцеление прокаженного считалась чудом.

 

Прокаженные, изгнанные из своих домов, обречены были медленно и мучительно умирать. Чаще всего, для того чтобы хоть как-то выжить, они собирались в группы и объединялись не по национальному или религиозному признаку, их объединяла болезнь. Вот такая большая группа прокаженных из десяти человек, увидев Христа, как отмечает евангелист, «остановились вдали» (Лк. 17:12), потому что, как уже отмечалось, Закон запрещал прокаженным подходить близко к другим людям. И стали громко кричать «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк.17:13).

 

Очевидно, что в этих словах содержится просьба об исцелении. Тогда Господь посылает этих десять человек к священникам: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14). Согласно закону Ветхого Завета, священник устанавливал факт проказы и исцеления от болезни, если такое все же случалось. Только после засвидетельствования священником факта исцеления, прокаженный мог считаться здоровым и имел право вернутся домой. Спаситель говорит, чтобы они показались священникам, а не священнику, потому что у иудеев и самарян разные священники. Но и в том, и в другом случае, они признавали Пятикнижие Моисеево, в котором как раз и содержатся все предписания, касающиеся прокаженных.

 

Стоит обратить внимание на очень важный момент — все десять, которые просили Христа об исцелении, получают от Него благословение идти к священникам, и делают это. Значит они поверили Христу. Они могли сказать: «Что это вообще такое? Он не сказал “исцелитесь”, не совершил ничего такого, что сразу бы засвидетельствовала наше исцеление, а просто отсылает нас». Но они все же делают, то, что им сказано Господом. И то, что они поверили словам Христа, не остались на месте, не разошлись, а все-таки пошли к священнику, показывает веру этих десяти. Они действительно имели веру, и действительно надеялись, что Христос даст им исцеление. Вера их оказалась не посрамленной: «И когда они шли, очистились» (Лк. 17:14).

 

Но только один из десяти, увидев, что получил исцеление, возвращается ко Христу, чтобы поблагодарить Его. И это был самарянин (Лк. 17:16). Евангелие не уточняет, как дальше сложилась жизнь этих десяти исцеленных. Однако, помня о той взаимной неприязни, которая была между иудеями и самарянами, можно предположить, что, став здоровыми те девять иудеев перестанут общаться с тем самым самарянином, с которым они были в течение многих лет, а возможно и десятилетий, объединены ужасной болезнью и общим чудом.

 

Как и в некоторых иных евангельских рассказах, здесь мы видим иудеев не с положительной стороны, а, самарянина, наоборот, как человека доброго, благородного, нравственно совершеннее, чем иудеи, пренебрегавшие самарянами. Свт. Кирилл Александрий видит в этой истории, кроме всего прочего, еще и указание на жестокосердие иудеев — современников Христа, которые, хотя и веру имели и чудо получили, все равно остаются с сердцем грубым и равнодушным, с сердцем каменным (ср Иез. 36:26).

 

Однако, все же этот евангельский рассказ, прежде всего, не об иудеях и самарянах, и не о чуде, и не о прокаженных. Он — о благодарности. Об умении благодарить. Вера, увы, иногда бывает без благодарности. Нужно быть не только верующим, но и благодарным Богу. Благодарение — это своеобразное возвращение Богу всего того, что Он нам дает. Именно в благодарении к Богу человек по-настоящему раскрывается как личность. Богу наше благодарение ничего не прибавит, ведь Он совершенный и неизменяемый. Но умение благодарить делает человека духовно благородным. Без умения благодарить, духовного роста, даже при наличии веры, не будет. Вера без благодарения оказывается неполной, не совершенной.

 

С каждым человеком происходят разные события в жизни. И положительные, и отрицательные. И человек, зачастую, даже желая установить причины происходящего, не способен этого сделать. Каждый из нас, братья и сестры, задается вопросами: почему это происходит? Почему со мной? За что мне такие испытания? Или, наоборот, за что такой успех? Все же поиск причин — практически всегда занятие бесполезное, а в некоторых случаях, что еще хуже, человек надумывает эти самые причины происходящего с ним, тем самым создавая какую-то свою альтернативную реальность. Не спрашивай: почему я заболел? А сосед нет? Почему кто-то благоденствует, а я нет? Разве я хуже? Разве они лучше? Не ищи причины! Ведь и пророки Божии недоуменно вопрошали: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» (Иов. 21:7) и «почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Свт. Григорий Богослов, толкуя эти тексты, говорит: «Что ж? узнали они что-либо более? Нет; даже и ответа не получили на сие». «Так почему же?» — спросим мы. Потому что не под силу человеку познать смысл происходящего, потому что человек всегда будет мыслить как человек, а Сам Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). Что же остается тогда нам? Что же делать?

 

Прежде всего, братья и сестры, скажем, что не важно по какой причине это происходит со мной — важно, как я переживаю это. Ведь очень часто, если и не всегда, причину установить так и не удастся, а вот личное наше состояние зависит от нас. И находясь в болезни или сложной ситуации мы должны не сходить сума от поиска причин, а правильно переживать это состояние. Заболели — вспомним, что жизнь человеческая быстротечна: «Человек и жизнь его — что трава, как цветок полевой, он отцветает» (Пс. 102). И болезнь — напоминание нам, что надо ценить отведенные дни и тратить их на благое. Нас предали? — вспомним, что нельзя полагать упование на людей, как и говорит Писание: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145). Нас посетило разочарование? Не будем унывать, но вспомним слова премудрого «суета сует, — все суета!» (Еккл. 1:2), и упование должно полагать не на вещи суетные, но на Бога, Который надежда наше и упование наше (ср. Пс. 70:5). И только тогда, когда мы откинем от себя бесплодные поиски причин, но воспримем наше положение как возможность провести ревизию нашей жизни, наших взглядов, наших дел, тогда мы научимся быть благодарными Богу.

 

Необходимо быть благодарными не только за хорошее, но за все с нами происходящее, так как из всего мы можем получить доброе научение и обрести совершенство. «Слава Богу за все!», — часто слышим мы от людей верующих! И святой апостол Павел наставляет нас «За все благодарите» (1 Фесс. 5:18). Если человек, даже верующий, не научился благодарить, то рано или поздно в нем проснется противоположное чувство — ропота. Все ему не так, все не нравится, все плохие, ничего не приносит радости. Как заметил один богослов, отпадение начинается именно как неблагодарение. Вера же совершенна только та, которая завершается благодарностью. Ведь эти девять исцеленных прокаженных не просто не пришли поблагодарить Христа, они не вернулись к Богу. Получив очищение по Его милости и своей вере, свое здоровье они восприняли как самоцель, но не как возможность достичь лучшего.

 

Братья и сестры, обратим внимание, когда самарянин вернулся ко Христу со словами благодарности, то Господь отвечает ему: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19). Отчего спасла вера его? Ведь он уже получил исцеление от проказы. Во всех других случаях такое выражение (ср. Мф. 9:22; Мк. 5:34; Мк. 10:52; Лк. 7:50; Лк. 8:48; Лк. 18:42) употребляется в момент, предшествующий исцелению или в самый момент исцеления, и только в данном случае Христос говорит эти слова после благодарности Ему.

 

Все десять получили очищение от проказы, но слова о спасении сказаны лишь одному — поблагодарившему Христа, а значит, не касаются собственно исцеления, которое уже произошло, но под спасением имеется в виду нечто другое. Что же? Спасение как освобождение от власти греха и диавола, и приобщение жизни вечной, Которая и есть Сам Господь Иисус Христос: «да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Итак, всякий кто учится благодарить Бога, тому Господь открывается как Жизнь вечная, тому подается благодатное освящение и преображение! Научимся же и мы, дорогие братья и сестры, благодарить Бога в любом состоянии и положении. Ибо, научившись благодарить, мы пребудем в радости Духа Святого, которая и есть Царство Божие (Рим. 14:17). Аминь!

 

 

Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра на Недільне Євангельське читання про зцілення десяти прокажених

 

 

1491

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ