Почати
20.11.2022 - 23:30
Кінець
20.11.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в 23-ю Неделю по Пятидесятнице
И вот пришел человек по имени Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у нее остановилось. И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?» Когда же все отрицали, Петр сказал и бывшие с Ним: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: „Кто прикоснулся ко Мне?“» Но Иисус сказал: «Прикоснулся ко Мне кто-то, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: «Дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром». Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: «Не плачьте; она не умерла, но спит». И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: «Девица, встань!» И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не рассказывать никому о происшедшем.
Евангелие от Луки 8:41-56
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Жизнь и смерть. Возрастание и умирание — вечные темы человеческой жизни. В культурах практически всех народов мира именно рождение и смерть наиболее ярко выражены в религиозных традициях и обрядах. История человечества — нескончаемая вереница рождений и смертей. Одно из первых откровений растущего человека, безусловно, является осознание себя смертным. У всего рода человеческого, у каждого народа, каждого рода и семьи есть опыт причастности смерти. Однако, прекрасно понимая, что все мы умрем, бывают смерти, которые выбивают нас из привычной орбиты, и переворачивают в нас все наши мысли и чувства. Речь идет о смерти ребенка. Пережить смерть ребенка, еще не вступившего в пору полноценного созревания, – неописуемое горе, способное вызвать глубочайшее отчаяние. Господь Иисус Христос несколько раз совершал воскресение умерших. И в двух случаях из трех, это было воскрешение умерших детей: сына Наинской вдовы и дочери начальника синагоги Иаира.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение о смерти и воскресении ребенка — дочери Иаира. Однако, этот Евангельский отрывок имеет еще ту особенность, что в нем рассказывается о двух чудесах Христовых: воскресении девочки и исцелении женщины, страдающей кровотечением. Один рассказ как бы вложен в другой. Итак, к Господу приходит человек по имени Иаир, который был начальником синагоги, и просит Христа прийти в дом свой, потому что его двенадцатилетняя дочь при смерти. Евангелист Лука дает важное указание: «у него была одна дочь» (Лк. 8.42). Значит, умирал единственный ребенок. Как уже отмечалось, Иаир был начальником синагоги. Именно из синагогальной среды книжников и фарисеев формировался основой круг врагов Спасителя. Можно предположить, что Иаир был из общества, в котором Господа Иисуса не просто не принимали, а ненавидели. В другой ситуации, он вполне мог безразлично слушать, как его друзья по синагоге хотят уловить в чем-то и обвинить Христа, или даже сам, как первенствующее лицо синагоги, принимать в этом активное участие. Но сейчас… Сейчас он просто отец, просто человек, которого объял ужас, страх, и невыносимая мысль о смерти его ребенка. И как каждый любящий отец, Иаир готов на все, чтобы спасти своего ребенка. Он бежит ко Христу, потому что знает, слышал, что Он совершает великие чудеса. Евангелист говорит, что Иаир не просто приходит ко Христу, а «пав к ногам Иисуса» (Лк. 8.41). То есть попросту Иаир падает перед Христом на колени, умоляя спасти дочь. Господь откликается на мольбы Иаира и идет к нему домой.
По пути к Иаиру Спаситель совершает еще одно чудо — исцеляет женщину, страдающую кровотечением в течение двенадцати лет. Как сказано она, в толпе, тиснувшей Христа, пробирается сзади к Нему и, прикоснувшись к краю Его одежды, получает долгожданное выздоровление. Почему, спросим мы, эта страдающая много лет женщина не подошла и не попросила Господа об исцелении, как это чаще всего и делали мучащиеся недугами? Дело в том, что ее заболевание, согласно ветхозаветному закону, относилось к болезням, связанным с так называемой ритуальной нечистотой (см. Левит 15 гл.). И она по обычаю того времени не имела права в таком состоянии находиться не только в местах священных, но и в местах скопления народа. Таким образом, эта женщина претерпевала муки физические и моральные, будучи двенадцати лет по сути изгоем в обществе. Именно поэтому, она, боясь гнева толпы, тайком прикасается к одежде Господа. И именно поэтому, уже получив исцеление, на вопрос Господа «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8.45), таится и сначала не хочет сказать, что это она. Народ и далее плотным кольцом теснит Господа, так что даже апостолы начинают беспокоиться, и Петр дерзает сказать Христу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8.45). Спаситель настаивает, и снова повторяет вопрос — кто прикоснулся ко мне, но в этот раз еще и добавляет «ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8.46). И уже тогда женщина, превозмогая свой страх, открывает, что это она прикоснулась. Прп. Ефрем Сирин говорит, Господь поступает так, чтобы женщина смогла укрепится в своей вере, и пред всеми заявить, что она исцелена. Зачем? Неужели нельзя было оставить в тайне ее пикантное болезненное положение, и ее нахождение в народе, который все еще мог гневно и эмоционально среагировать на присутствие среди них той, кто посмела нарушить закон чистоты. Опять же иудейские законы предписывали строгое наказание в таких случаях (см. Лев. 15:31). Если бы Господь не настоял на ее признании, то она — уже здоровая, вынуждена была бы чуть ли не каждому в отдельности давать пояснения, как так, что все вокруг знали о ее болезни, а тут она вдруг заявляет, что здорова, и может присутствовать в собрании. Используя современный термин, можно сказать: признавшись среди массы людей, что именно она подошла и прикоснулась к одежде Христа, и получив Его свидетельство об ее исцелении, женщина прошла мгновенную социализацию. И отныне ей позволено вернуться в общество, с полноценным участием во всех обрядах и традициях.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент в этой истории про исцеление женщины — слова Христа о силе, изошедшей из Него в момент прикосновения к Нему (Лк. 8.46). Всякие любители таинственного и магического во все времена готовы были растолковать этот текст в духе какой-то магической автоматики: достаточно прикоснуться к носителю силы — и вот тебе сразу исцеление. Но, как мы с Вами неоднократно, братья и сестры видели, исцеление, как и прочие чудеса — всегда ответ Господа на веру и мольбы человека. Абсолютно всегда. Когда нет веры, ничего не происходит, потому что чудо — всегда встреча человека и Бога, веры и божественного схождения, мольбы и ответа. И в этом случае, женщина получает желаемое выздоровление не потому, что просто прикоснулась, а потому что верила — именно Иисус Христос дарует ей исцеление. Евангелист Марк, который также рассказывает эту историю, указывает именно на ее веру «ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Мк. 5:28). Господь, в конечном итоге, обратившись к этой женщине прорекает: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8.48), тем самым дает женщине осознать, что исцеление совершилось как ответ на ее веру.
Лишь только закончилась история с исцелением женщины, из дома Иаира прибегают со страшной новостью: «дочь твоя умерла» (Лк. 8.49). Что почувствовал в эти секунды Иаир, какая темнота и отчаяние моментально поглотили его сердце? Ведь все кончено, надежды больше нет. Смерть собрала свой урожай, и нет поворота вспять. В этом мраке отчаяния и ужаса словно луч света звучат слова Спасителя, обращенные к Иаиру: «не бойся, только веруй» (Лк. 8.50). Как не бойся?! Как веруй?? Разве есть, что-то сильнее смерти? Когда Христос уже в доме Иаира скажет, что девочка не умерла, но спит, Его поднимут на смех. Евангелист так и говорит: «И смеялись над Ним» (Лк. 8.53). В таких случаях смеется тот, кто не верит. Но Сам Христос сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11:25). И мы верим словам Его. И Иаир, плача и рыдая об умершей единственной дочери, прорываясь, продираясь сквозь свои сомнения, обретает веру во всемогущество Бога, в руке Которого жизнь и смерть, благословение и проклятие (ср. Втор. 30.19).
Войдя в дом, где уже собрались плакальщицы, Господь повелевает всем выйти и берет с собой только трех учеников: Петра, Иоанна, Иакова. И, взяв умершую за руку, говорит «девица! Встань» (Лк. 8.53) и воскрешает девочку. Сразу Он велит дать ей еду, потому, говорит прп. Ефрем Сирин, «питание тела — признак жизни в человеке». Христос, словно первозданного Адама, поднятого всемогущим словом Творца из праха земного, поднимает к жизни уже умершую Своим повелением. Простыми словами, простым жестом совершенно великое чудо, показывающие верующим, что воистину Христос Сын Бога Живого (Ин. 6:69), через Которого все «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), Который Сам есть источник Жизни, и дает жизнь верующим в Него (Ин. 6:47).
И каждый из нас, дорогие братья и сестры, даже в самых мрачных, самых отчаянных ситуациях, когда кажется, что всему конец, что зло в очередной раз победило, что свет угас навсегда, должен вспомнить слова, сказанные Спасителем Иаиру: «не бойся, только веруй» (Лк. 8.50); веруй даже через неверие, как сказал иной отчаявшийся родитель «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24). И тогда милостивый Господь, взяв нас за руку, скажет: Встань! Встань, чтобы быть верным учеником и служителем Бога, чтобы нести благую весть, чтобы укреплять унывающих, поддерживать поникших, служить и заботится о других (1 Пет.4:10; Фил. 2:4), чтобы любить друг друга во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра на Недільне Євангельське читання про воскрешення дочки Іаїра
1223