Почати
02.07.2023 - 23:30
Кінець
02.07.2023 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора КДАиС архиепископа Белогородского Сильвестра
в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Евангелие от Матфея 8:5-13
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Священное Писание не раз рассказывает о разнообразных чудесах, совершенных Иисусом Христом. Значительное количество чудес Господа связанно с исцелениями от физических болезней. Почему Христос, Который пришел для того, чтобы освободить людей о власти греха, так часто совершает чудеса, связанные именно с телесными, а не нравственными недугами?
Исцеление от телесных болезней указывает на то, что болезни — это результат существования греха. Нет, не имеется в виду, такой упрощенный взгляд, что каждая наша болезнь — это следствие конкретного соделанного нами греха. Или, как говорят в народе, болезни по грехам. Такое мнение упрощает всю сложность и разнообразие причин болезней. В конечном итоге, это не соответствует Священному Писанию и опыту Церкви. Вспомним Иова многострадального, который претерпел многие болезни, будучи праведным. Вспомним, например, преподобного Пимена Печерского Многоболезненного, преподобного Амвросия Отптинского и многих иных подвижников и подвижниц, которые как свидетельствуют их жизнеописания, страдали разными болезнями и при этом были людьми святыми.
Есть разные причины болезней в каждом конкретном случае. Но сам факт существования болезней — это результат существования греха и его последствий. Вот о чем речь. Бог сотворил человека и духовно, и физически здоровым, без всякого изъяна, но после грехопадения прародителей Адама и Евы, грех проявляется во всех потомках первых людей (Рим. 5:12), во всем разнообразии форм как нравственных, так и физических заболеваний. Попросту говоря, если бы не было падения Адама и Евы — не было бы смерти и физических болезней. Христос как Спаситель исцеляет «всего человека» (Ин. 7:23), то есть подает исцеление как от физических, так и от душеных болезней. Вспомним слова молитвы перед Святым Причастием «во исцеление души и тела». Не просто души, сказано, но души и тела. Так как болезни —тоже результат существования греха, то Спаситель наш Иисус Христос не только дает освобождения от грехов, но и исцеляет от физических недугов.
Исцеления, совершенные Господом, свидетельствуют о приближении Царства Небесного (Мф. 3:2), в котором «слепые прозревают, и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают нищие благовествуют» (Мф. 11:5).
Прочтенный евангельский отрывок рассказывает о том, как Христа просит об исцелении слуги сотник. Само наименование сотник указывает, что этот человек принадлежит к римскому военному сословию. Мы видим, что представитель Рима просит Спасителя совершить чудо. Эта просьба удивительна, потому что римляне к рабам относились без особого попечения, не говоря уже о случаях жестокого отношения. И если раб заболеет и умирает, то это считалось естественной потерей трудового ресурса. А в этом случае сотник не просто переживает за раба, но и приходит лично ко Христу. Это очень важное упоминание, которое позволяет нам оценить характер этого человека. Следует понимать, что по тем представлениям — римский солдат, просящий что-то у еврея — невероятное явление, ведь римляне относились к иудеям в общем-то пренебрежительно. Но, видимо, сотник услышал, что есть Тот, Кто совершает различные чудеса и решил обратиться к Нему. Этим показывается совершенная доброта и смирение сотника, которая была не свойственной не только язычникам, но даже и тем, кто считал себя принадлежащим к богоизбранному народу.
Господь говорит сотнику, что придет к нему домой и исцелит слугу, но сотник и здесь своим ответом показывает совершенство своей веры: «Ибо я подвластный человек, но имею у себя в подчинении воинов, и говорю одному: «Пойди» и идет» (Мф. 8:9). Сотник лишь просит Господа сказать слово и произойдет исцеление (Мф. 8:8). В этом небольшом выражении показана величайшая вера сотника. Очень часто иудеи искали внешнего проявления чуда: прикосновения, знамений, но воин настолько доверяет Спасителю, что твердо верит — только одно слово Господа может исцелить; и действительно так происходит. Сам Христос свидетельствует о великой вере этого человека: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10).
Сотник и его вера во Христа и Его силу стали обличением для сомневающихся или неверующих иудеев.
Исцелив слугу сотника, Господь, говорит очень важные слова, которые по своему значению выходят за пределы конкретного рассказа о сотнике и исцелении слуги: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). О чем речь? Под пришедшими с востока и запада понимаются все народы. И то, что они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Царствие Божие будет открыто для всех народов, которые уверовали в Иисуса Христа, если они будут иметь сильную веру, упование и смирение подобные сотнику. Потому что он, сотник, по выражению блаженного Августина, «называя себя недостойным, обнаружил свое достоинство». Такое достоинство, продолжим мысль святого отца, которое позволят ему, по происхождению язычнику, стать участником пира Господнего. Под пиром Господним имеется в виду так называемый мессианский пир — общение Бога с праведниками, высшее блаженство, доступное человеку. Пророк Исайя предсказывает наступления этого уготованного пира в Царстве Мессии (ср. Ис. 25:6).
В Священном Писании Ветхого Завета Господь, являясь, именует Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6), и этим указывается, что Он Тот же Бог, в Которого верили Авраам, Исаак и Иаков. И то, что люди со всего мира придут и возлягут в Царствии с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Тот Бог, Который вывел Моисея из Египта, Тот, Кто совершал чудеса, вел Израильский народ, в конечном итоге, станет Богом всех людей, которые уверуют в Иисуса Христа, с какой бы части мира они не были. А «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Это выражение напоминает нам о грядущем Страшном Суде. Под сынами царства подразумеваются иудеи, которым был дан Завет и обетования, и Сам Мессия происходит из этого народа. Но за свою гордость, за самомнение, в результате которых они не смогли принять Мессию, пришедшего во смирении и кротости, они, сыны царства, становятся богоубийцами. Они низвергаются за пределы Царства Божьего, в место, где нет славы Божией, где нет возможности лицезреть Господа и прославлять Его с другими праведниками. Образ тьмы внешней и скрежета зубов не раз встречается в Писании и означает то место и состояние, которое называется «ад».
Итак, прочтенное Евангелие учит нас, что есть два обязательных условия для наших отношений с Богом — вера и смирение. Сотник показывает образ смиренной веры. И за это он не только получает просимое — исцеление больного слуги, но и обетование о вхождении в Царство Божие с верующими из всех народов.
Все мы, дорогие братья и сестры, можем являть смирение и веру сотника, а можем и уподобиться горделивым фарисеям, возомнив, что мы —сыны царства, все знаем, все имеем и все понимаем. Может быть, так оно и есть: мы знаем и даже понимаем, но без духовной просты и без смиренной веры мы, сына царства, можем быть выкинуты за пределы Царства Божия, вытолканы и выброшены, потому что внутренне не готовы принять его. Потому что наше сердце может принадлежать и служить не Богу, а чему-то или кому-то иному, а мы и далее воображаем себя сынами и дочерями царства, на самом деле таковыми не являясь. Пусть Господь Всемогущий и Всемилостивый избавит нас от лицемерия и от духовного самомнения. Будем же всеми силами подражать евангельскому сотнику в его вере и смирении, и тогда, надеемся, наши молитвы и просьбы будут исполнены Господом, как и просьба сотника. Аминь!
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у Неділю 4-ту після П’ятидесятниці
957