Почати
21.11.2022 - 23:30
Кінець
21.11.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в день праздника Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Бог — творец неба и земли, видимого и невидимого, как учит Символ веры. Многие святые отцы библейские слова «неба и земли» (Быт. 1:1) понимали не просто в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как две реальности: духовную и телесную, бесплотный мир ангельский и мир материальный.
Следуя Священному Писанию, Православная Церковь верует в существование ангелов. Об ангелах сказано, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Бог часто открывает Свою волю через ангелов. Например, через ангела Он явил Свою волю Моисею, а также другим ветхозаветным пророкам. Новозаветная история начинается с Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии и известил, что Она должна зачать и родить Сына Божия. Вера в ангелов является неотъемлемой частью христианского откровения.
И вот сегодня Церковь вспоминает Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных. Мы христиане ежедневно обращаемся с молитвой к Ангелу Хранителю, вспоминаем ангелов и в разных житейских ситуациях, но если мы попытаемся ответить на вопрос: кто такие ангелы, то столкнемся с некоторым затруднением. Ведь само слово «ангел» определяет не природу, а вид деятельности. Сам термин «ангел» и означает вестник. Блаженный Августин так и говорит: наименование «ангел» относится к роду деятельности, а не к обозначению природы. Например, когда говорится «человек», то это слово определяет вид бытия, вне зависимости от служения, положения и прочих особенностей конкретного человека. Но с термином «ангел», как уже говорилось, это не так. Однако Священное Писание все же употребляет иное слово по отношению к ангелам, которое как раз указывает на природу, именуя ангелов духами (Евр 1:14). Таким образом, ангелы — это бесплотные духи, обладающие умом, волей и свободой.
Итак, в этом мире мы не одни разумные и свободные существа. Есть еще мир ангельский. Род людской и ангелы сосуществуют рядом, вместе, в общении друг с другом. И в сегодняшний праздник хотелось бы обратиться к вопросу именно сосуществования и общения мира людей и мира ангелов. Прикоснуться к этой таинственной теме. Для начала, следует обратить внимание на бытующий и при этом довольно популярный взгляд, согласно которому Бог сотворил людей, чтобы восполнить отпавшее во главе с Люцифером количество ангелов. Предположим, что это действительно так — Бог сотворил людей для замены отпавшего количества ангелов. Уже святитель Мефодий Патарский, отвечая на такой взгляд, замечает: если бы это было так, то тогда Господь должен был сотворить людей как равных ангелам, или даже еще более совершенными. Однако, в конечном счете получается, что Он создает тех, кто еще более склонен к грехопадению, чем уже существующие ангелы. Более того, приняв утверждение о сотворении людей как замены отпавших ангелов, мы вынуждены прийти к следующим выводам: или Бог несовершенный создатель и вместо одного неудачного творения создает еще более неудачное, что противоречит учению о Боге как Совершенном Творце. Или человек изначально создан как некое «недосовершеное» существо, что противоречит утверждению о Боге как добром Создателе. Кроме того, сам факт Боговоплощения ярчайшим образом противоречит этой, так сказать, заместительной теории. Ведь Бог воплотился для спасения людей, а не для спасения ангелов. Священное Писание прямо об этом говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2:16). И если все же человек был создан только для восполнения числа отпавших ангелов, тогда почему в конечном итоге, Бог приходит спасать именно род человеческий, а не ангельский? Сын Божий стал Сыном Человеческим, Богочеловеком, а не Богоангелом! По выражению свт. Григория Паламы, именно человеческая природа стала «богопричастной» и обоженной, а не ангельская.
Священное Писание указывает, что наследниками Божьими являются именно люди, а не ангелы: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» (Евр.2:5). Боле того, Прославление Девы Марии Богородицы как Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим указывает, что человек поставляется выше всей ангельской иерархии. В добавок Священный Текст содержит указания на то, что тайна Боговоплощения и проповедь имени Христового вверена человеку. Апостол Петр говорит, что в тайны проповеди апостольской «желают проникнуть Ангелы» (1Пет.1:12). А апостол Павел пишет: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Блаженный Феодорит Кирский, поясняя эти слова, утверждает, что невидимую Божественную природу не видели и ангелы, и только в Воплощении Сына Божьего Бог стал видим не только для людей, но и для ангелов. Как и учит нас само Писание, говоря: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).
Итак, братья и сестры, человек не сотворен как какая-то «замена». Человек создан не заменять — человек изначально создан объединять и возглавлять многообразный сотворенный мир. И все же… Все же в Священном Писании есть выражения, говорящие об ангелах как о существах более безукоризненых, чем люди и более того — люди должны стремиться к ангельскому совершенству. Вспомним эти изречения: «они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20:35); «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30); «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5-6). Итак, есть свойства, которыми ангелы превосходят нас людей. В церковной традиции плотно устоялся термин «равноангельное житие», которым часто принято обозначить святой образ жизни. Архимандрит Киприан (Керн) по этому поводу сказал, что в церковной жизни есть некая зачарованность бесплотным, бесстрастным, ангелоподобным образом жизни.
Действительно, было бы неразумным и горделивым не понимать, что ангелы превосходят нас, людей, по многим параметрам: ум, воля, отсутствие смерти… И все же человек выше ангела. Выше по своему предназначению, выше по изначальному своему положению как сосредоточение видимого и невидимого, как некого узла, связывающего все виды сотворенного. Святитель Григорий Палама разъясняет этот кажущийся казус: «мы больше, чем Ангелы, и доныне обладаем тем, что «по образу», то в том, что «по подобию Божию» мы значительно уступаем благим Ангелам». Итак, хотя человек изначально по-своему предназначению выше ангелов, но по своему нынешнему состоянию ниже. Ангелы уже сейчас находятся в состоянии бесстрастия, ведения, блаженства, которым праведные смогут обладать в полной мере только после Второго Пришествия.
Мы, люди, действительно, следуя церковному аскетическому учению, должны стремиться к равности ангелам по свойствам совершенства, но ни в коем случае не должны забывать, что наша конечная цель — не равноангельность. Наша цель — обожение. Бог стал человеком не для того, чтобы человек стал ангелом, но для того, чтобы через Иисуса Христа человек стал богом, то есть получил обожение. И на этом чрезвычайно сложном пути ангелы для людей становятся еще и соучастниками пути. Именно потому апостол Павел пишет об ангелах: «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Очевидно, что имеют наследовать спасение праведные люди (ср. Мф. 25:34), а ангелы служат им на этом пути. Но это служение не следует понимать в унижающем значении, а тем паче как какое-то подчинение. Поскольку и Сам Бог-Слово Господь наш Иисус Христос говорит о Себе, что Он пришел послужить (Мф. 20:28).
Следует вспомнить рассуждения апостола Павла о дарах. Источник даров — только Бог, но дары разные (ср. 1 Кор. 12:4). И нет никого, кто бы обладал всеми дарами сразу. Каждый обладает «своим» даром не для того, чтобы просто владеть им, но, чтобы служить имеющимся даром тому, кто не имеет этого дара: а тот, в свою очередь, «возвращает» тем, что оказывает служение иным даром. Происходит своеобразный обмен дарами между людьми и ангелами: ангелы желают проникнуть в тайны Откровения, данные Церкви (ср. 1Пет.1:12), а люди, в свою очередь, стремятся при помощи ангелов достичь равного ангелам бесстрастия, ибо «Никто из связанных плотскими влечениями и наслаждениями недостоин приступать или приближаться к Тебе, или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе велико и страшно и для самих Сил небесных!» (Литургия свт. Иоанна Златоуста).
Однако, можно спросить, если ангелы все же служебные духи, а мы наследники грядущего Царства, то почему мы христиане обращаемся с молитвой к ангельским силам? Почему вот сегодня собрались в храме на праздник, посвященный силам ангельским? Прежде всего, братья и сестры, мы должны помнить слова апостольские «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). А также постановление Лаодикийского Собора (364 г. 35-е правило), которое, по сути, повторяет предостережение святого Апостола Павла. Смысл этих изречений не в том, чтобы не обращаться с молитвой к ангелам, но в том, дабы, не видеть в ангелах творцов мира и человека, которым надо воздавать божественные почести, как это проповедовали некоторые еретики древности. Нет, не будет такого! Мы исповедуем веру во единого Бога Творца неба и земли. Творца людей и ангелов, и Ему одному поклоняемся и служим. Но с молитвой мы можем и должны обращаться к ангелам как наставникам нашим в жизненном пути. В Священном Писании нет знакомого нам выражения «Ангел Хранитель», но есть близкое по смыслу выражение «Ангел-наставник» (Иов. 33:23). Святой апостол Павел неоднократно говорит, чтобы христиане и почитали, и вспоминали, и приветствовали всех наставников своих. И если это касается людей, еще самих находящихся в пути, то тем паче мы можем обращаться к совершенным наставникам и почитать их. Да, у нас высшее предназначение, да ангелы служебные духи, но мы пока малы и немощны, часто злы и завистливы, а они добры, совершенны и любят нас как воспитатели и учителя любят детей.
Потому, отбросив всякую гордыню и самомнение, будем обращаться к наставникам нашим бесплотным, говоря им: ангелы Божии, наставники и хранители наши, этот сложный и узкий путь к Богу мы проходим вместе с вами! Должны пройти вместе с вами. Не оставьте нас грешных и несовершенных на этом пути, поддержите, укрепите, направьте, чтобы всем нам достигнув Престола Вседержителя воспеть славословие Творцу и Спасителю единым хором: «и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя». Аминь!
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у день свята Собору Архістратига Михаїла та інших Небесних Сил безплотних
935