Епископ Сильвестр (Стойчев). Проповедь в Неделю святых праотец

26.12.2020

Почати

26.12.2020 - 23:30

Кінець

26.12.2020 - 23:30

Категорії

Публікації

Проповедь ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра в Неделю святых праотец.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодняшний воскресный день в богослужебной традиции именуется Неделей святых праотец. Святые праотцы или прародители − это люди, которые были предшественниками Господа нашего Иисуса Христа. А следующее воскресенье – воскресенье перед Рождеством Христовым − будет посвящено воспоминанию святых отцов. В эти недели вспоминаются предки по плоти Господа Иисуса Христа.

 

В чем же суть человеческой истории? Как определить смысл жизни каждого отдельного человека, рода, семьи или народа? При ответе на данные вопросы можно пойти внешним путем и сказать, что смысл истории заключается в завоевании новых территорий, построении империй, возведении каких-нибудь потрясающих внимание и воображение памятников культуры, или может некоторые скажут, что смысл истории в борьбе за ресурсы и выживании. Другими словами, можно сказать, что история – это необратимый процесс выживания и становления более сильных за счет более слабых. Но мы понимаем, что такой смысл истории не может быть принят христианским сознанием. Смысл истории заключается не в создании или падении империй, возникновении знатных династии, и даже не в возведении великолепных культурных проектов.

 

Подлинный смысл человеческой истории может быть определен только через конец истории, а он, как мы веруем, будет связан со Вторым Пришествием, Воскреснем мертвых и Страшным Судом. Это будет не просто наказанием или оправданием, нет, это будет именно измерением ценности всего что сделал каждый человек и все человечество: «ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1Кор.3:12-14). Итак, настоящий смысл есть у того, что настолько ценно, что может пройти испытание страшного суда, что может перейти этот кордон.

 

Все, что мы видим вокруг себя, не исключая достижения всемирной культуры, неизбежно исчезнет при наступлении Судного дня. Поэтому, с одной стороны, мы не отрицаем красоту и необходимость достижений человеческой цивилизации, но смысл человеческого существования не в том, чтобы оставлять после себя великолепные дворцы или другие памятники. Смысл человеческой истории заключается в том, чтобы войти на пир Царствия Божия, стать причастными тому, к чему готовил человечество весь Ветхий Завет и тому, что осуществил Завет Новый – соединиться с Богом и войти вместе с Ним в Его Славу.

 

Ныне вспоминаемые святые прародители − древние патриархи и другие благочестивые люди Ветхого Завета − вошли в число праотцев Христа не потому, что были богатыми или знатными. В их время были и более богатые, более знатные и более выдающиеся полководцы и цари, но они не стали прародителями по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Святыми праотцами стали не «сильные мира сего», но верующие в Бога и живущие по Его святым заповедям. И смысл человеческой истории как раз не в достижениях любого рода, а в том чтобы войти в этот список, который именуется книгой Жизни: «однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». (Лук.10:20), – говорит Господь Своим ученикам.

 

Смысл Ветхого Завета заключался в возвещении о грядущем пришествии Мессии – Спасителя, и не просто возвещении, но приготовлении человечества к Его принятию. И каждый представитель Ветхого Завета просто мечтал, чтобы члены его рода стали участниками Царства Мессии.

 

Это было заветной мечтой и величайшим счастьем каждого правоверного иудея. Поэтому, вспоминая в сегодняшний день святых праотцев, мы тем самым осознаем подлинный смысл истории Ветхого Завета.

 

Святые праотцы, несмотря на разделяющий тысячелетний отсчет времени, сегодня имеют самое непосредственное отношение к нам. Люди Нового Завета должны иметь перед собой образ праотцев, их веры и преданности Богу, чтобы и самим стать «присными» Христу, как говорит об этом святой апостол Павел (Еф. 2:19). В апостольских посланиях и церковном Предании, при рассмотрении искупительного подвига Христа, неоднократно акцентируется внимание на том, что Иисус Христос – это Новый Адам. И подобно тому, как каждый из нас связан с ветхим Адамом в силу естественного происхождения, точно так же каждый должен стремиться стать единым с Новым Адамом посредством духовной связи, потому как, говорит апостол Павел, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27) и в Нем стали «согражданами святым и своими Богу» (Еф.2:19).

 

А значит, каждый из нас по духу может стать сродником Христа. Разве может быть что-то еще большее? Конечно же нет! Поэтому, когда к нам обращается Спаситель с приглашением принять участие в Его Небесном пире, мы должны неукоснительно отложить все свои дела, заботы и личные интересы и всем сердцем отозваться на этот призыв Божий. Ведь все земное, материальное, временное уйдет, и останемся только мы один на один с Богом. И тогда, к сожалению, поймем, что пред Богом не имеем ничего, мы наги, ведь земные заботы ничего не принесли для жизни в Вечности. Естественно, у нас есть и будут мирские заботы, но мы не должны прилепляться к ним всецело, помня о той единой подлинной радости, ожидающей нас в Царстве Божием.

 

И поэтому, дорогие братья и сестры, пусть грядущие недели, напоминающие о близости Рождества Христова, вселяют в нас непрестанное желание быть с Господом нашим Иисусом Христом и в этой жизни, и в жизни будущей. Аминь!

 

Пресс-служба КДА / Православная жизнь

2103

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ