Ответы ректора КДАиС епископа Белогородского Сильвестра для журнала "Академический Летописец"

19.11.2020

Почати

19.11.2020 - 23:30

Кінець

19.11.2020 - 23:30

Категорії

Публікації

Ответы ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра для традиционной рубрики “Вопросы ректору” в студенческом журнале КДАиС “Академический Летописец”.

 

 

  1. Владыка, скажите, пожалуйста, как пандемия влияет на духовное сознание христианского общества?

 

Это о нашем обществе говорится как о христианском? Мы живем в исторически христианском государстве, большинство наших сограждан когда-то в детстве были крещены, но реальных христиан, т.е. тех, кто является постоянным прихожанином нашей Церкви, кто регулярно участвует в Таинствах, наберется совсем немного от общего числа населения страны. Таким образом, мы живем в довольно секулярном обществе с вкраплением элементов язычества и обрядоверия. Реакция этого общества на пандемию нам всем хорошо известна.

 

Что же касается христианского общества в узком смысле, т.е. отдельных христианских общин, то здесь больше приходится говорить о влиянии карантинных мер на организацию церковной жизни в общем, и богослужебной, в частности. Если сказать о некоем духовном общественном сознании христиан, то, думаю, что кардинально в нем ничего не поменялось. Для христиан пандемия — не более чем, одно из испытаний, и будем откровенны — далеко не самое тяжелое в истории.  В подобных ситуациях нужно попросту сохранять трезвомыслие, не роптать и, конечно же, не забывать о страждущем ближнем.

 

  1. Как понять, что такое церковное единство?

 

Единство — это одно из существенных свойств Церкви, которое можно выразить словами апостола Павла: «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5). Единство бывает внутреннее и внешнее, первое — главное или существенное, второе — производное от первого, и является выражением во вне единства внутреннего. «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:5-6), — пишет апостол Павел, в словах которого можно видеть изображение обоих видов единства Церкви.

 

Таким образом, внутренне единство заключается в том, что Главою Церкви, т.е. Своего Тела, является Христос, где всех Его (т.е. Тела) членов соединяет воедино Святой Дух. Внешнее же единство выражается в том, что Церковь состоит из общества верующих, исповедующих одно учение, признающих одни Таинства, живущих по одним церковным правилам и объединенных одной иерархией.

 

  1. Есть ли разница между понятиями эгоизма и индивидуальности?

 

Конечно, есть. Эгоизм — это себялюбие. Поведение, нормы которого определяются только выгодой и достижением своих интересов. В христианском понимании эгоизм — это грех, страсть, противоречащая духу христианской жизни.

 

Иная ситуация с понятием индивидуальности. Индивидуальность — это своеобразные черты, качества, характеристики, отличающие нас друг от друга. И в целом индивидуальность нейтральна. Даже больше, индивидуальность — это многообразие, делающее нас и мир вокруг нас не тусклым и трафаретным, а привлекательным, необычным, интересным.

 

  1. Критерии духовного роста человека общие или индивидуальные?

 

Так как здесь приходится говорить не о человеке в общем, а о конкретных личностях, то тут не может быть никакого разделения на критерии общие и индивидуальные. Если духовный рост и можно как-то идентифицировать, то он всегда будет субъективен. Немного формализуя эту тему, нужно сказать, что у каждого отдельного человека есть совершенно разный, скажем так, «стартовый набор опций». Т.е. кому-то посчастливилось родиться в семье святых родителей, а кто-то свое восхождение к Богу начинает с «нравственных низов».

 

Однако важно помнить, что, не смотря на обозначенную субъективность духовного опыта, необходимо избегать всякого нравственного релятивизма. У нас, христиан, есть Священное Писание, Евангелие в частности, поэтому критерием духовного роста для нас должно стать соответствие (или несоответствие) словам Христа, будь то Нагорная проповедь, «Золотое правило нравственности», Заповедь о любви, притча «О милосердном самарянине» и пр.

 

  1. На какие аспекты личностного роста стоит обратить внимание студентам духовных школ?

 

Первое, чего стоит избегать и на что каждый из нас часто попадается — это праздное провождение времени. Возможно, я выражу избитую и очевидную мысль, но студенческое время — это действительно самая большая и доступная возможность накопить и систематизировать знания. Чем старше мы становимся, тем меньше времени остается для чтения книг и самообразования. Священник — это не ремесленник религиозной сферы, а учитель, наставник, проповедник, духовный проводник и лидер, именно поэтому он должен хорошо ориентироваться в той «местности» (я сейчас говорю о богословии, аскетике, истории Церкви и канонах), в которой планирует вести людей. Если же время будет потрачено впустую, если студент будет учить материал только для удовлетворительной сдачи зачета или экзамена, то не будет ли он тем, кто, образно говоря, когда просят у него хлеб, даст вместо этого камень (ср. Мф. 7:9).

 

Нельзя забывать, что личностный рост христианина должен быть неразрывно связан с приобретением опыта молитвы, покаяния и, конечно же, участия в Таинствах. Без этого опыта приобретение богословских знаний превратится в отвлеченное философствование, не имеющее практического применения. Этот путь весьма опасен, так как взращивает в душе страсть высокоумия и самолюбия. Профессионализм наставника, учителя должен выражаться в том, чтобы суметь сложные темы донести до людей на понятном им языке и тем самым поспособствовать их духовному и интеллектуальному росту. Вообще сферы духовная и интеллектуальная критически важны для будущего священнослужителя, а потому их развитию и нужно больше всего уделять внимания во время учебы в семинарии и академии.

 

  1. Насколько усложняет миссию Церкви проблема расколов?

 

Скажем так: для осуществления миссии Церкви, расколы — это еще один дополнительный барьер, который необходимо преодолеть всякой миссионерской инициативе.

 

В каждом обществе, государстве, культурной или социальной среде есть ряд заслоняющих человеческое сердце от восприятия Божественной благодати препятствий. Это могут быть нищета или богатство, различные страсти, мировоззренческие концепции, религиозный и моральный релятивизм или вообще тотальный нигилизм и т.д. Подготовленному миссионеру или просто приходскому священнику приходится все это учитывать в своей деятельности, планировать разговор или дискуссию со множеством вводных. Так вот, возникновение расколов формируют еще одно препятствие, т.е. в таком случае каждому отдельному человеку или какой-либо аудитории, помимо всего прочего, приходится дополнительно объяснять: почему так произошло, в чем суть разделения и как правильно относиться к сложившейся ситуации. Где-то это сделать проще, где-то — сложнее, но в любом случае, это одно из препятствий для осуществления миссии Церкви, которое необходимо преодолевать.

 

  1. Несут ли ответственность крестные родители, если не имеют возможности часто встречаться со своими крестниками?

 

Если говорить об отсутствии возможности встречаться со своими крестниками, а, соответственно, принимать активное участие в их воспитании, то акцент проблемы нужно перенести с факта уже состоявшегося крещения, на время подготовки к нему. Все мы прекрасно понимаем, что основное влияние на ребенка имеют его кровные родители и если они не позволят крестным вмешиваться в педагогический процесс, то им останется лишь только молитва (хотя это уже немало). Поэтому христианин несет, прежде всего, ответственность за согласие стать восприемником, за изначально халатное отношение к своим обязанностям, выполнить которые он не сможет и прекрасно понимает это.

 

Сегодня мы утратили первоначальное понимание функций крестных родителей, которые были поручителями за крещаемого. Через обучение его основам веры, они готовили будущего христианина к принятию Таинства. Поэтому, если мы осознаем невозможность влиять на христианское воспитание ребенка, то лучше отказаться от права стать восприемником, в противном же случае, как было сказано, мы действительно несем ответственность за изначально халатное отношение к своим обязанностям.

 

  1. Владыка ректор, почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

 

Бог действительно любит всех нас одинаково, проблема только в том, что далеко не все люди любят Бога. У преп. Макария Египетского есть такие слова: «Если душа в этой жизни подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то удерживается ими и остается в их власти, когда отходит от мира».

 

Решение всех вопросов относительно бытия ада лежит в плоскости свободы воли. Человек добровольно привыкший жить во зле на этой земле, продолжает такую жизнь и там, в вечности. Именно об этом говорит приведенное изречение преп. Макария. Человек, отвергающий Того, Кому он обязан попросту всем, отвергающий Божественную любовь, продолжает жить в этом отвержении и за порогом смерти. Не зря ведь Клайв Льюис в своем труде «Страдание» писал: «врата ада заперты изнутри». А в другом месте говорит, что грешники «обрели свою страшную свободу и стали рабами, узниками. Тогда как спасенные, отрешившись от себя, становятся все свободней». В конечном итоге, мы не можем не понимать, что есть люди совершающие ужасные преступления. И как говорила героиня одного романа: «Ад существует, потому что есть люди достойные его». Это правда, с которой придется смирится.

 

  1. Cледует ли нам исповедовать грехи перед теми, против кого мы согрешили?

 

Если мы не станем с покаянием связывать лишь один факт перечисления грехов на исповеди, то тогда на поставленный вопрос нужно ответить утвердительно, в особенности в отношении тех, кого мы обидели.

 

В книге Иова есть такие слова: «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери» (Иов. 31:33-34). Ссылаясь на это изречение, преп. Никодим Святогорец отмечает, что достославным и целительным средством для прощения грехов, есть исповедание их другим. Мы также помним всем нам известное место из послания апостола Иакова о том, что нужно признаваться друг другу в проступках и молиться друг за друга (Иак. 5:16). Конечно, ситуация бывает разная. И нужно учитывать все факторы и последствия. Но если Вас мучает совесть от осознания конкретного греха перед конкретным человеком, то, мне кажется, что для духовного исцеления было бы правильным признаться этому человеку и попросить у него прощения.

 

 

251

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ