Проповедь ректора КДАиС в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

14.11.2021

Почати

14.11.2021 - 23:30

Кінець

14.11.2021 - 23:30

Категорії

Публікації


ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в 21-ю Неделю по Пятидесятнице

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Прочитанный отрывок евангелия от Луки повествует об исцелении бесноватого и вхождении изгнанных демонов и свиное стадо. Эта история рассказана у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. С той разницей, что у Матфея упоминается два одержимых, а у Марка и Луки один. Объясняя это различие, свят. Иоанн Златоуст говорит, что бесноватых все же было двое. Но Марк и Лука описывают только одного как наиболее свирепого. В самом деле, когда мы хотим изобразить что-то, рассказать о чем-то, то выбираем из целого ряда схожих, самое яркое, наиболее привлекающее внимание. Видя, например, толпу, мы желая описать конкретных ее участников выберем наиболее выдающихся, и обладающих специфическими чертами. Потому и евангелисты Марк и Лука описывают того одержимого, кто наиболее яростно проявлял свое беснование и вселял ужас в проходящих мимо людей. Другой же бесноватый был относительно спокойный.

 

Вспомним, что беснование – это ужасающее и по-настоящему страшное состояние – в древней Иудее считалось практически неисцелимым.   Чем же является беснование само по себе? И не является ли это просто психическим заболеванием, принимаемым за одержимость? Мысли всех церковных авторов на сей счет сходятся в том, беснование – это состояние, когда бесу в действительности удается поселиться в человеке, захватить его. Бес всячески контролирует человека и насмехается над ним, пытаясь унизить в нем достоинство образа Божьего.

 

Человеку бесноватому, о котором сегодня мы слышали в евангелии, Господь задает вопрос: «Как имя тебе?» (Лк. 8. 30). Таким вопрошанием Спаситель хочет показать окружающим, что этим бедным человеком владеет не один-два беса, а великое множество, полчище бесовское. Сами бесы отвечают: «Легион». Когда же Господь намеревается их изгнать, то бесы просят Его, чтобы не идти им в бездну, но войти в свиное стадо, которое паслось на берегу Галилейского озера (Лк. 8, 31-32). И Господь удовлетворяет их просьбу, по толкованию церковных писателей, по двум причинам. Во-первых, чтобы наглядно все увидели какой силы были бесы в этом одном человеке, что для выхода из него им понадобилось целое стадо. И очень большое. Во-вторых, чтобы подчеркнуть состояние бесов именно как падших, утративших свое ангельское достоинство духов. Ведь и апостольское послание говорит про «ангелов, не сохранивших своего достоинства» (Иуд.1:6). По православному вероучению, как вам всем известно, бесы никто иные, как падшие ангелы. Посылая бесов в свиное стадо, Господь Иисус Христос указывает: вот, некогда жившие на небесах и восхваляющие своего Творца, в результате зависти и гордости были низвергнуты с небес.  Раньше они были на небесах в сонме красивейших и чистейших ангелов, а теперь для них самое подходящее место – это свиное стадо.

 

Что же люди, жители соседних городов, из числа которых и были бесноватые? Прославили Господа за великое чудо? Поклонились Ему? Просили прийти в города их, дабы Он и там произвел много иных чудес? Нет! Они просили его уйти!! Какая солидарность с бесами! Ибо и бесы не хотят присутствия Господа, и эти несчастные люди тоже не желают присутствия Господа в городах их. Писание так и говорит: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них» (Лк. 8. 37). Почему это происходит? Потому что жители тех окрестностей выращивали свиней. В том числе тех самых, в которых вошли бесы и потом вверглись в море. Согласно Закону иудеи не должны были вкушать свинину, тем не менее некоторые выращивали свиней для продажи соседним народам и римлянам, живущим на территории Иудеи. Это было прибыльное занятие. И гадариняне боялись, что Спаситель вдруг каким-то своим чудом повредит их прибыли, их привычному образу жизни, их нравам и обычаям. И, к сожалению, за две тысячи лет ничего не изменилось. Позволю себе рассказать небольшую историю из моего личного опыта. В годы моего обучения в семинарии у меня был хороший знакомый, который тем не менее был человеком неверующим и все время так или иначе показывающий свое отношение к Церкви. Несколько раз я пытался затеять с ним не то чтобы дискуссию, скорее долгий разговор с тем, чтобы его переубедить. Он все время отказывался.

 

В конечном итоге, когда я уже сам стал настаивать, он мне прямо сказал: «Наверное, в чем-то меня можно переубедить. Но я не хочу менять своих взглядах. Мне этого вашего религиозного ничего не надо». Наш разговор, разумеется, так и не состоялся.

 

Многие люди, братья и сестры, не хотят изменяться. Им итак все нравится.  Они боятся Божьего посещения, так как боятся утратить то, к чему привыкли. Они настолько боятся, что даже когда Господь являет Себя в чуде они говорят: «Пройди мимо! Пройди мимо, потому что, если Ты придешь, Ты изменишь нашу жизнь, а мы не хотим этого, мы привыкли к другому. Уходи».

 

В этой евангельской истории есть еще один примечательный момент. Человек, который был исцелен Христом, просится быть с Ним: «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк.8.38). Бывший бесноватый желает быть со Христом, следовать за Ним, стать Его учеником, стать Его апостолом. В Евангелии повествуется о призвании апостолов. Есть рассказ о том, как Христос Сам призывал следовать за Ним, но человек отказывался. Например, богатый юноша. А здесь исцеленный, освобожденный от могущественной силы бесовской, просится быть со Христом, и, казалось бы, получает отказ, потому как Спаситель в ответ говорит ему: «возвратись в дом твой» (Лк.8.39).

 

Но при внимательном прочтении мы поймем, что Христос не отказывает этому человеку, но лишь указывает, что быть Его учеником, Его апостолом, его последователем, быть с Ним – можно и оставаясь в доме своем. Потому и отвечает Ему Христос: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк.8.39). Господь дает этому человеку возможность апостольского служения: этот человек будет жить в той местности, среди тех людей, которые видели его в бесновании. Горожане не впустили Христа в свой город, но они не могут не впустить своего же гражданина. Тем самым этот человек на своей родной земле, где все его знают, будет учеником Христовым, апостолом, проповедником Истины: «Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк.8.39). Разве легко ему было проповедовать среди своих, тех самых которые не пустили его Спасителя в свои города и дома? Разве не будут его гнать за проповедь? Разве не сбудется на этот безымянном апостоле Господнем предсказание самого Спасителя «и враги человеку – домашние его» (Мф.10:36)? Мы не знаем подробности жизни и проповеди этого человека, но то, что он подвергнется за проповедь свою всяческим притесняем и гонениям можно не сомневаться, потому что Господь Иисус прямо сказал: «ученик не выше учителя» (Мф.10:24) и «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20).

 

Иногда, братья и сестры, нам верующим во Христа хочется какого-то особого статуса и полномочий, особых условий для проведи православного учения, но вот этой историей нам Господь тоже говорит: иди в дом твой, к близким твоим, проповедуй среди них, обращай их. Будет не просто. Особенно в тех домах, куда Христа не пустили и не хотят пускать, но веруем, что все сможем в укрепляющем нас Иисусе Христе (Фил.4:13), Которому слава во веки веков! Аминь!

 

1686

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ