Почати
01.08.2021 - 23:30
Кінець
01.08.2021 - 23:30
Категорії
Публікації
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение повествует об исцелении расслабленного, то есть парализованного человека. История об исцелении расслабленного имеется у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Каждый из них сохранил в своей памяти подробности этого исцеления, что уже само по себе указывает на сильное впечатление, которое произвело на учеников Христовых эту чудо.
Господь наш Иисус Христос, совершая исцеление говорит расслабленному «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). И в этих словах Христовых указание на грех как источник всех заболеваний. Конечно же, не имеется виду что любая наша болезнь есть результатом соделанного греха. Но в глобальном смысле человек болеет, потому что есть последствие так называемого первородного греха. И хотя мы не соучастники грехопадения прародителей, тем не менее последствие этого грехопадения сказываются на нас в виде так называемого тления, то есть склонности к болезням и в конечном итоге смерти.
Однако, действительно в некоторых случаях болезнь конкретного человека может быть следствием его греховной жизни. Сегодня речь идет об исцелении расслабленного. Вспомним еще одно чудо о расслабленном, описанное в Священном Писании. Когда Господь исцелил парализованного при Овчей купели, то предупредил его, чтобы он больше не грешил, дабы не произошло с ним чего-нибудь худшего (Ин. 5, 14). Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, расслабленность этого человека связана с греховным образом жизни. Более того Златоуст полагает, что распутная жизнь очень часто приводит именно к параличу. По аналогии с расслабленным при Овчей купели можно сказать, что и расслабленный о котором читается в сегодняшнем зачале также до своей болезни вел жизнь далекую от праведности. Именно потому Иисус Христос не просто исцеляет его, но обращается к нему со словами «прощаются тебе грехи твои». Книжники и фарисеи, услышав эти слова, про себя возмущаться и обвиняют Христа в богохульстве (Мф. 9, 3). Такое их негодование вызвано с представлением, что прощать грехи может только Бог. И это действительно так: грехи может простить только Бог!
Сразу уточним, дабы не допустить, кривотолкования, что в таинстве исповеди священник лишь свидетель и орудие Божественного Промысла, но, безусловно, прощение грехов совершает только Бог. Молитва же разрешительная указывает на великую милость, дарованную Господом кающемуся грешнику. Однако враги Господа Иисуса в свой духовной слепоте не учли того, что Христос, прощая грехи и совершая исцеление как раз свидетельствует о своей Божественности. Он прощает грехи, потому что Он и есть Бог!
Обратим внимание на слова Господа, обращенные к возмущающимся «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9, 2). Есть некое затруднение в понимании этих слов. Мы сможем их правильно уразуметь, если на вопрос Спасителя посмотрим, как на два отдельных вопроса: «Легко ли простить грехи?» и «Легко ли сказать расслабленному встань и ходи?». Так легло ли это? Каждый в здравом уме скажет, что это не просто нелегко — это невозможно! Невозможно человеку — но возможно Богу! И только для Него — Господа Всемогущего легко все. И только для Него одного имеет смысл вопрос «что легче?», потому что только Ему одному под силу все. И нет того, чтобы Он не мог сделать в своем всемогуществе: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9) и «Бог наш на небесах и на земле творит всё, что хочет» (Пс. 113:11), — провозглашает Писание.
Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек — спрашивая «что легче?», как бы говорит обвиняющим Его недругам: то, что для вас в разряде невозможного и невероятного, для Меня легко совершается, потому что «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), и «все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15) и «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), потому что Мне Сыну Божьему, Богу истинному от Бога истинного, «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Итак, Господь сначала говорит «прощаются тебе грехи твои» (Мф.9, 2), а затем «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 6). Сама последовательность этих слов показывает, что прощение грехов относится к невидимой, духовной, природе, а исцелении от паралича к видимой, физической. Сначала Господь избавляет человека от большего зла — греха, затем от меньшего — физической болезни.
Однако, прощение грехов видимо только Богом, и осознаваемо грешником, получившим исцеление. Для других же данное действие как бы ускользает, не очевидно. Святые отцы (Иоанн Златоуст, блж Иероним) говорят, что Господь прощает грехи, и только потом исцеляет для того, чтобы показать всем: если Он может исцелить парализованного, значит и то, что Он сказал раньше исцеления от болезни, то есть отпустил грехи, тоже в Его власти, хотя и осталось невидимо физическим зрением. И действительно, Господь не просто поднимает расслабленного от одра, но снова касается вопроса прощения грехов и перед исцелением говорит «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9.6). Таким образом, через второе, то есть исцеление от паралича, Христос доказывает реальность совершения первого, то есть прощения грехов. Все во власти Иисуса Христа, потому что Он и есть Сам Бог! Какие еще могут быть сомнения в Божественном достоинстве Иисуса Христа?
Нынешний евангельский рассказ имеет еще одну важную деталь: Спаситель совершает исцеление парализованного по вере тех, кто его принес. Удивительно! Ведь мы привыкли, что всегда необходима вера тех, над кем совершается чудо. Но Евангелие упоминает несколько случаев, когда чудеса совершались по вере других людей. Вспомним, например, что по вере сотника исцелился его слуга. И вот сегодня в прочтенном тексте говорится: «И видя Иисус веру их, сказал расслабленному…» (Мф. 9, 2). Евангелист Матфей просто говорит о принесении расслабленного его друзьями ко Христу, но евангелист Марк упоминает важную деталь: не просто принесли, а видя, что вокруг Господа так много народа, что нельзя приблизится, они разбирают крышу дома и спускают на носилках больного прямо перед Христом. И вот тогда, Господь, видя веру друзей расслабленного, исцеляет его.
Чудо — всегда встреча божественного всемогущества и человеческой веры. Внимательное прочтение Писания свидетельствуют, что при совершении чудес всегда говорится о вере. Господь или спрашивает, веришь ли, что могу совершить? Или сами просящие сразу демонстрируют свою веру. Или, как в этом случае, говорится о вере других людей. Наверное, и сам расслабленный имел веру, но его паралич был таким сильным, что он и говорить не мог, так как не владел своим языком. И все же Писание свидетельствует именно о вере тех, кто принес больного. И тем самым дается нам назидание. Над нами могут быть совершенны чудеса по вере других, и по нашей вере могут совершаться чудеса над нашими родными и близкими. Господь помогает нам по вере наших родителей, друзей, наставников. Евангелие убеждает нас в том, что вера людей, желающих нам добра, молящихся за нас Богом видится и слышится.
Дорогие братья и сестры! Господь, исцеляя расслабленного говорит ему: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои!». Вдумаемся еще раз в эти слова. Отпуская грехи, Иисус Христос, говорит этому человеку «чадо». Не раб, не слуга, не окаянный грешник — но чадо! Какое счастье, какая радость быть названым самим Богом «чадом». Все, кто уверовал во Христа, кто принадлежит Его Святой Церкви, кто получает от Него прощение грехов, становятся его чадами, его детьми: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). А если дети, то и наследники того Царствия Божьего, которое Господь обещает верующим в Него.
Господь говорит расслабленному «Дерзай!». Что значит это слово? Дерзать, как мы все понимаем, означает стремиться всеми силами к чему-то возвышенному. Потому Господь и говорит при прощении грехов расслабленному «Дерзай», что тот дар, который получает расслабленный не просто дар здоровья и не просто прощение грехов. Это дар начать жить в согласии с Богом. Человек получает здоровье телесное и духовное для того, чтобы иметь силы следовать за Богом, подниматься по лестнице добродетелей как новый человек, как чадо Божье: «совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1:13-15), — поучает в своем послании апостол Петр.
И если Бог называет нас чадами своими, то мы имеем великую милость и дерзновение сказать Ему «Отец». Отец наш небесный, Ты даешь нам Свои милости, Свою Благодать «во исцеление души и тела». Мы со смирением и благодарностью принимаем Твои дары и с благородным дерзновением стремимся жить согласно учению христианскому так, чтобы имя Твое было прославляемо во всех концах земли во веки веков! Аминь!