Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) на Преображение Господне

17.08.2021

Почати

17.08.2021 - 23:30

Кінець

17.08.2021 - 23:30

Категорії

Публікації

 

Проповедь

ректора КДАиС епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в праздник Преображения Господня

 

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

 

Сегодня Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

 

Преображение Спасителя на горе Фавор занимает одно из важнейших мест в священной истории. Евангелист Матфей повествует о Преображении «по прошествии дней шести» (Мф. 17:1). Эти слова не просто хронологическое уточнение, они указывают и одновременно связывают Преображение с другим евангельским событием: исповеданием апостола Петра при Кесарии Филипповой. Тогда на вопрос Спасителя за кого Его почитают ученики, Петр возглашает «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). Этим апостол Петр свидетельствует свою веру и веру других апостолов в то, что Господь Иисус есть ожидаемый Мессия, а не просто пророк или праведник. И вот Господь как бы в ответ на это исповедание являет Себя в божественной славе на горе Фаворской.

 

Итак, Христос берет с Собой на гору трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Почему именно их троих? Преподобный Иоанн Дамаскин, говорит, что выбор Христа есть одновременно и указанием: «Он взял Петра дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца… Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа… Он взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия». То есть Господь взял Петра — первого, кто исповедовал Его Сыном Божьим; Иакова — первого из апостолов, кто примет мученическую кончину; и Иоанна — первого, кому надлежало получить великое наименование Богослова.

 

Взойдя на гору, Господь Иисус преображается пред своими учениками «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1). Как понимать это событие и указание евангелиста на видение света, исходящего от Христа так, что даже одежды Его побелели? Как понимать само слово «преображение»?

 

Разумеется, могут быть ошибочные и даже еретические пояснения Преображения. В истории Церкви были подобные примеры, о которых подробно говорить сейчас не к месту. Для правильного же понимания обратимся к другому тексту, который всем нам хорошо известен. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Христе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). Не просто образ, но образ раба, который Господь Иисус принял в Воплощении. Очевидно, что образ раба — это лишение славы, бесславие.

 

Православная Церковь устами многочисленных святых отцов свидетельствуют свою веру в то, что Господь Иисус в момент воплощения сразу же обожествляет принятую им человеческую природу. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Сын Божий при Боговоплощении соделал человеческую природу обоженой неизреченным могуществом Вочеловечения». Человеческая природа Богочеловека Иисуса Христа была обожена в момент Его Воплощения. И всякая мысль о постепенном обожении, о возрастании обожения человеческой природы Христа должна быть решительно отвергнута не просто как ошибочная, но и как еретическая. Однако, Вторая Ипостась Святой Троицы — Бог Сын сразу обожив свою человеческую природу в Воплощении, скрывает Свою Божественную Славу, и принимает уничиженный образ, или выражаясь словами апостола Павла, «образ раба».

 

Итак, образ и преображение. Вернее, образ раба и преображение! Что же значит слово «преображение»? Это изменение образа. В момент преображения на горе Фавор Господь являет ученикам Свою славу, которая у Него была изначально. Происходит изменение образа бесславия на образ славы. Преподобный Иоанн Дамаскин поучает: «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был». Господь наш Иисус Христос явил, открыл, показал Себя на Фаворе таким, каким Он всегда был и есть, в Его Божественной славе и величии!

 

Апостолы в момент Преображения увидели Христа, беседующего с пророками Моисеем и Илией. Для чего это показано было апостолам? И почему именно эти пророки? Для понимая этого обстоятельства давайте снова вспомним евангельский рассказ, который уже упоминался — исповедание Петра при Кесарии Филипповой. Перед исповеданием Петровым, Господь спрашивает учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:13-14). Значит одни почитали Христа за Илью, другие за Иеремию, или за одного из пророков. В ветхозаветные времена Моисей и Илия считались олицетворением пророческого служения, тех самых закона и пророков (Лк. 16:16), о которых упоминает Писание. И явление их перед Господом на Фаворе показывает апостолам, что Христос, как и было исповедано Петром, не Илия, не Иоанн, не Иеремия, ни Моисей, ни даже ангел, но Сам Бог! Как здесь не вспомнить всем нам хорошо известные слова из канона ко святому Причастию: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя человека»!

 

Апостолы видят Господа Иисуса в преображенном образе. Как уже говорилось преображение — это изменение образа. Божественную славу, которую имеет, но скрывает Христос под зраком бесславия, Он открывает на миг своим ученикам дабы укрепить их в вере, что Он Сын Божий и Мессия. Но что происходит в этом момент с самими апостолами? Являются ли они просто пассивными свидетелями преображения Христа? Нет, братья и сестры, апостолы тоже изменяются, тоже преображаются. Ведь Свет, видимый ими на Фаворе, — Божественный и нетварный. А значит не может быть виден глазами так, как обычный физический свет. Мнение, что свет, видимый апостолами, — всего лишь их внутреннее переживание, происходящие в их сознании, не может быть принято и категорично оспаривается таким святым отцом как святитель Григорий Палама. Однако тот же святитель говорит, что нашим обычным зрением Божественный свет не может быть видим, потому что глаз воспринимает материальное, сотворенное, а Божественный свет несотворенный. Как же тогда пояснить видение апостолами Света? Святоотеческий ответ заключается в том, что сами апостолы тоже претерпели преображение. Святитель Григорий пишет, что апостолы удостоились воспринять Свет телесными глазами, но иной, не чувственной силой, действием Святого Духа. Преображаясь, Христос в этот же момент преображает Своих учеников и дает им возможность видеть то, что нематериально и не сотворено.

 

Апостолы во время Преображения чувствуют такую радость, такой духовный покой, что хотят оставаться в этом состоянии постоянно и уже никуда не идти: «Господи! Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Эти слова очень понятны, поскольку «Преображение живописует состояние будущего века», — объясняет преподобный Федор Студит. И каждый, кто удостоился уже в земной жизни прикоснуться к этому состоянию, уже никогда не захочет чего-то другого. Именно потому апостол Петр говорит, казалось бы, странные слова: сделаем здесь три кущи: «Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Какие вдруг кущи? Для чего это? Апостол Петр, пребывая в состоянии неизреченной духовной радости, хочет продлить это состояние, не хочет уходить. Куда идти и зачем? Когда вот тут, на горе Фаворской, уже есть радость Царства Божия, явленного в силе и славе. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание еще на один аспект. Снова вспомним исповедание Петра возле Кесарии Филипповой, после которого Христос говорит ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитому, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21). И апостол Петр, как говорит Евангелие, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). И вот на горе Преображения, находясь в духовном восторге, апостол Петр вдруг вспоминает, что Его любимый Учитель, тот Которого сейчас Он видит в неизреченном свете беседующего с великими пророками, будет страдать и будет убит! И слова Петра о кущах, по мысли Златоуста, не только, говорят о радости, но и о переживаниях, о страхе от мысли, что Христос будет унижен и казнен. И Петр этими своим предложением сделать три кущи, как бы говорит: зачем идти туда, в Иерусалим, где будет унижение и страдание, избиения и смерть? Останемся здесь, где так радостно и так хорошо.

 

Что же сказать на эти переживания апостола Петра, понятные и естественные для каждого любящего человека? Скажем тоже, что уже сказал Христос при Кесарии Филипповой: «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Потому и пришел Сын Божий на землю, чтобы искупить грехи людские смертью крестной: «на сей час Я и пришел» (Ин. 12:27), — говорит Господь перед своими страданиями. Также и Апостол Павел говорит, что Христу надлежало вкусить смерти за всех людей (Евр. 2:9). Преображение и крестные страдания. Воплощение в образе раба и Воскресение из умерших в великой славе — это все ради нас, нашего ради спасения, чтобы каждый из нас мог стать причастным Богу (2 Пет. 1:4). Спаситель мира Иисус Христос открывает для человека возможность вернуться к Богу, в дом Отчий, получить обратно то, что было утрачено в грехопадении Адама: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22) и если «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17).

 

Братья и сестры! Праздник Преображения — это не просто воспоминание евангельской истории, бывшей две тысячи лет назад. Преображение, если так можно выразиться, — наша жизненная программа. Православие некоторыми богословами именуется религией Преображения. Действительно, Бог каждого из нас, по слову апостола Петра, призвал «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Также апостол Павел говорит: «поступайте, как чада света» (Еф. 5:8). Святой апостол Иоанн пишет, что «Бог есть свет» (1Ин. 1:5). Это значит, что быть чадами света — значит быть чадами Божьими, и жить мы должны как чада Божии. Более того, Церковь верует, что каждый православный может стать причастником Божественного света и лицезреть Его также, как апостолы во время Преображения. Сколько разных свидетельств в патериках и житиях святых, повествующих о нахождении в свете подвижников. Имена их не перечислить. Через деятельную веру, для каждого из нас открыта возможность находиться в Боге как в Свете: «Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе» — утверждает преподобный Максим Исповедник. То есть пребывая в Боге, делаясь причастными Ему (ср. 2Пет. 1:4), мы сами становимся светом. Потому то, Господь наш Иисус Христос, который «Свет истинный» (Ин. 1:9), и «свет миру» (Ин. 8:12), Сам же и апостолам Своим говорит: «Вы — свет мира» (Мф.5:14) и повелевает всем ученикам Своим: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

 

Можно задаться вопросом, а где же те христиане, где те подвижники, которые удостоились лицезрения Божественного Света и сами стали светом по подражанию? Почему они не светят как свеча, поставленная на подсвечник? (ср. Лк. 8:16). Апостол Павел, поучая христиан, пишет, что Бог просветил святых познанием «славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4:6-8). Итак, святые хотя уже в этой жизни стали причастными Богу, однако полученную великую благодать сохраняют в немощных сосудах человеческой природы, и чтобы лицезреть в этих «глиняных сосудах» славу Божию, нужно уже самим начать преображаться. Поэтому так часто люди видят в Церкви, в церковной жизни, в праведниках только внешнее, только немощное, только «прах и пепел», потому что «не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем», ибо «огрубело сердце» их (Мф. 13:15).

 

Апостолы на горе Фавор смогли увидеть Христа Преображенного, потому что сами преобразились. И поэтому, чтобы увидеть святость, свет, благодать церковной жизни сквозь толщу внешнего, немощного, переходящего нужно самим начать преображаться и «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Восходить постепенно к Богу, очищать ум и чувства, укреплять в благом делании волю — вот путь к нашему личному преображению. И пусть на этом пути Господь избавит нас «от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2 Тим. 4:18), дабы и мы с сонмом апостолов и праведников воздали Ему славу, честь и поклонение на веки вечные! Аминь.

 

2455

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ