Почати
02.01.2022 - 23:30
Кінець
02.01.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в 28-ю Неделю по Пятидесятнице,
перед Рождеством Христовым, святых отец
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Евангелие от Матфея 1:1-25
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Последнее воскресенье в преддверии праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа именуется неделей отцов. Согласно литургическому уставу, в этот день читается отрывок первой главы Евангелия от Матфея, в котором содержится родословие по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Еще не так давно были времена, когда этот евангельский текст высмеивался как некая глупость и ставал предметом бесчисленных шуток и насмешек. Поэтому при толковании Священного Писания всегда надо учитывать религиозный и культурный контекст. Нам, живущим в другой цивилизации, кажется ненужным, скучным и архаичным эти вереницы имен. И все же следует понимать, что и сейчас для целого ряда культур родословие человека имеет значение. В Священном Писании родословия приведены не только в Евангелиях, но и в целом ряде книг Ветхого Завета. Более того, перечисление родословной считалось обязательным для лиц, которые вступали на пророческое или царское служение. Этим показывалось, что у человека есть история, что он принадлежит вот этому самому народу, а не пришел из ниоткуда. Даже в наше время у некоторых народов принято в обязательном порядке обращать внимание на родословие. И вопрос: как зовут родителей, дедушку и прадедушку или откуда они, носит отнюдь не формальный характер.
Отметим, что библейское «родил», означает, конечно же, не процесс рождения, который свойственен только женщинам, но происхождение. То есть, выражение Авраам родил Исаака следует понимать: Исаак произошел от Авраама. Такое исчисление по мужской линии, прежде всего, связано с необходимостью определить родословие. Как и у многих восточных народов, у иудеев в древности были примеры, когда один мужчина мог иметь несколько брачных отношений, в результате которых появлялись многочисленные дети. Если бы каждый из них начал определять свое родословие по матери, то реконструировать родословную было бы крайне сложно, если не невозможно. Соответственно, именно исходя из древних брачных обычаев родословная строилась по мужской линии. Тем не менее, в родословии Господа Иисуса Христа все же встречаются женские имена, хотя, как уже отмечалось, предков перечисляли по мужской линии. Например, «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» (Мф. 1:3) или «Вооз родил Овида от Руфи» (Мф. 1:5). Блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя наличие этих женских имен, говорит, что Бог ввел в родословную по плоти Своего Сына людей, которые по всем меркам не должны были туда войти, потому что они были или не иудейского происхождения, или образ их поступков, как например, у Фамари, не соответствовал моральному кодексу того времени. Однако, Священная История обнаруживает, что Господь призывает и освящает людей совершенно, казалось бы, неожиданных, тем самым показывая, что Царство Божие открыто для всех, кто искренне принимает Бога в свое сердце.
Прежде чем обратиться к смыслу родословной нашего Спасителя, вспомним, что есть два ее варианта: у Евангелиста Матфея и Евангелиста Луки. Они отличаются друг от друга. Евангелист Лука идет в обратном порядке, т.е. от времени Христа до Адама, а евангелист Матфей, наоборот, от древних патриархов и доходит до Рождества Иисуса Христа. Суть этих моделей родословия и их детальные отличия с давних времен были предметом истолкования святых отцов и христианских авторов. И в современной библейской науке есть обширная литература о родословии по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Для нас же, православных христиан, находящихся в преддверии Рождества, важно понять богословский смысл родословия Спасителя нашего. Смысл родословий, прежде всего, в исполнениях обетований. Тех самых обетований, в которые верили и ждали их свершения десятки поколений. Родословие от Матфея не зря сосредоточенно только в хронологических рамках от Авраама и до Рождества. Обратим внимание, что евангелист Матфей перед тем, как перечислить родословную пишет: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1). Однако, между Авраамом и Давидом почти тысяча лет разницы. Какой же смысл ставить их имена в перечне поколений рядом? Евангелист Матфей, по толкованию блаженного Иеронима Стридонского, сначала указывает имена тех, кому даны были Богом главные обетования ветхозаветного народа: Аврааму было обещано, что в семени его, то есть в потомке его, получат благословение все народы (см. Быт. 22:18), а из рода царя Давида произойдет Мессия: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11). Каждый иудей верил, что Мессия будет из рода Давида (см. Мф. 22:42) и наследник Авраама. Таким образом, родословие от Евангелиста Матфея призвано показать иудеям, что Иисус Христос является по плоти наследующий и Авраама и Давида, и именно на Нем сбываются обетования.
Однако, почему тогда отличается родословие Христа в изложении евангелиста Луки? Вспомним, что согласно уже древнейшим свидетельствам, апостол Лука писал свое Евангелие не столько для иудеев, но для уже многонациональной христианской общины, насчитывавшей множество обращенных из язычников. Безусловно, они, новообращенные, знали о ветхозаветных обетованиях, связанных с Авраамом и Давидом. Но все же евангелист Лука хотел подчеркнуть, что Господь Иисус — Мессия и Спаситель не только одного народа, но всего мира, всех людей. Потому он строит свое родословие гораздо дальше, чем Матфей, и простирается до первого человека Адама.
Для евангелиста Матфея Иисус — наследник царя Давида и патриарха Авраама; для евангелиста Луки важно указать и подчеркнуть, что Христос — по плоти от Адама, но сам Он Спаситель мира, новый Адам, Сын Божий. И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор.15:22).
Братья и сестры! Все эти родословия, будь они от апостола Матфея или апостола Луки свидетельствуют еще об одном факте, о котором святой апостол Павел говорит: «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). Сразу же обращает внимание на себя, что вот это самое «от Адама до Моисея» тоже часть родословной — линия человеческой истории. И эти апостольские слова говорят о всемогущей власти смерти над каждым человеком, над каждым родом, над всем человечеством. Конечно же, хотя апостол Павел говорит лишь о периоде от Адама до Моисея, это не означает, что смерть от Моисея перестала существовать, наоборот, стало еще более очевидным необходимость прихода Спасителя.
Ветхий Завет давно завершен, ибо конец его — Христос (Рим. 10:4). Многочисленные поколения, предшествующие Рождеству Спасителя — глубокая история. Однако же мы, христиане, слушая сегодня эти списки имен должны понять и помнить, что от этих родов была скрыта великая тайна Боговоплощения. Они верили в грядущего Мессию, они жили надеждой, но великую тайну, «сокрытую от веков и родов» (Кол. 1:26) Бог открыл не им, ветхозаветным святым, но иным поколениям — тем, к которым принадлежим и мы с вами. Многие пророки и праведники желали видеть и слышать (Мф.13:17) то, что мы уже через несколько дней услышим «Бог послал Сына Своего Единородного… дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4). Приблизимся же к Рождеству с благоговением, в чистоте мыслей и чувств, чтобы нам «поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фесс. 2:12). Аминь!
2153