О последнем воскресенье перед началом Великого поста. Проповедь ректора КДАиС в Прощенное воскресенье

05.03.2022

Почати

05.03.2022 - 23:30

Кінець

05.03.2022 - 23:30

Категорії

Публікації


ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания

 

 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

Евангелие от Матфея 6:14-21

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

В понедельник, братья и сестры, мы вступаем на поприще Великого поста. К этому особому периоду Церковь готовила нас на протяжении нескольких последних недель, каждая из которых была посвящена какому-то событию из священной истории, имеющей отношение к нашему спасению. И сегодняшнее воскресенье является последним перед началом Святой Четыредесятницы. Оно посвящено очень важному и весьма печальному событию, с которого, к сожалению, начинается история человечества — изгнанию Адама из Рая.

 

Из Писания известно, что Господь, сотворив человека, поселил его в Раю. Вся созданная Богом земля была совершенной, но Рай был особо совершенным местом, пребывая в котором, человек ни в чем бы не нуждался. Кроме того, и сам первозданный человек также обладал неким совершенством, которое, по словам святых отцов, следует понимать не в том смысле, что ему уже более некуда было развиваться и расти духовно, но в том понимании, что в его духовном развитии, на пути восхождения к Богу, он не имел никаких препятствий. Если сейчас, например, мы хотим сделать какое-нибудь доброе дело или же помолиться, или потратить время на богомыслие, — подобные инициативы сразу же встречают определенные препятствия, — начинаем чувствовать усталость, нас одолевают какие-то эмоции, проблемы, бытовые заботы и тому подобное. Более того, в результате грехопадения человеческая природа несовершенна даже в благом желании следовать заповедям Господним. А первозданные Адам и Ева изначально не имели таких препятствий, то есть им ничто не мешало восходить по лестнице обожения все выше и выше. В этом и заключалось совершенство Адама и Евы.

 

Будучи совершенными и живя в совершенных условиях, прародители в тоже время должны были соблюдать и выполнять несколько заповедей, данных им Богом. Первой из них была заповедь возделывания Рая. По словам блаженного Августина, данная заповедь нисколько не была сложной для человека, потому что сам Рай был совершенным и, следовательно, возделывание было не тягостным, а приятным. Так, блаженный Августин в своем токовании на книгу Бытия пишет: «Хотя человек был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его, этот достохвальный труд не был утомительным. Ведь одно дело — возделывание райского сада, и другое — труд на земле, которым после грехопадения был наказан человек. Добавлением же слова «хранить» показано, какого рода был этот труд в раю. Ибо в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь». Наше нынешнее возделывание земли «в поте лица» (Быт. 3:19), это уже последствие грехопадения. Адам и Ева должны были только поддерживать и созерцать созданную Богом райскую красоту.

 

Второй же заповедью был запрет вкушать от древа познания добра и зла. Но именно эту заповедь нарушили прародители и, как результат, были изгнаны из Рая. Говоря о том, что история человечества начинается с момента грехопадения, мы подразумеваем, прежде всего, что все потомки Адама и Евы были рождены уже после изгнания из Рая. Следовательно, весь человеческий род, произошедший от наших прародителей — это поколение, не знающее Рая, не имеющее опыта жизни в нем, поскольку грех Адама закрыл для человека доступ к нему.

 

Размышляя о Рае, часто возникает вопрос: почему Всемилостивый Господь, зная о том, что произойдет грехопадение, все же сотворил первых людей? Отвечая на данный вопрос, многие святые отцы говорили, что Бог конечно же знал о грядущем падении прародителей, но по Своей благости, Он все же дает человечеству существование. «Бог есть Любовь», — говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4:8), и высшим проявлением Его благости и любви как раз и является факт дарования жизни всему существующему, невзирая на то, что некоторые творения со временем отвернутся от своего Творца.

 

Преподобный Иоанн Дамаскин по этому поводу замечает следующее: если мы говорим о Боге, то сразу предполагаем, что Он — добр, ведь если Он не добр, то он и не Бог. А что может быть более доброго, чем дарование жизни другому? Точно так же, как и нет ничего более злого, чем отнятие жизни. Бог дарует жизнь Адаму и Еве даже зная, что они некогда падут, лишатся райской сладости, а также зная о последствиях, на которые обрекаются их потомки после изгнания прародителей из Рая. Но само существование — это благо, которое выше всевозможных страданий. Кроме того, Бог творит человека и допускает возможность его падения еще и по той причине, что в Предвечном Божественном Совете, еще до начала творения всего видимого и невидимого, уже было решено спасти человека посредством воплощения Второй Ипостаси Живоначальной Троицы. Так, в книге Откровения говорится о Христе как об Агнце, «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).

 

Но почему именно библейский сюжет изгнания Адама и Евы из Рая установлен Святой Церковью для воспоминания накануне Великого поста? Почему, например, сегодня не вспоминается сорокадневный пост Христа Спасителя перед Его выходом на общественное служение или какое-нибудь другое евангельское событие? Великий пост, по мысли святых отцов — это, как будто, краткий конспект всей священной библейской истории, именно поэтому он начинается с воспоминания о грехопадении, а заканчивается Пасхой — днем победы над властью и силой греха. Следовательно, Великий пост — это воспоминание пути человека от падения до Искупления.

 

Период Великого поста длиною в сорок дней также имеет свое глубинное значение. Прежде всего, это указание на подражание Самому Господу нашему Иисусу Христу, Который постился на протяжении сорока дней в пустыни, перед началом проповеди Евангелия в мире. В богослужебных песнопениях можно встретить еще одно объяснение, почему именно сорок дней мы постимся перед Пасхой. Святая Четыредесятница, по словам святых отцов, — это десятая часть года. Еще в Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить в жертву Богу десятую часть всех своих плодов, следовательно, Великий пост — это десятина Богу от нашей собственной жизни. Время — это самое важное, самое ценное, что есть у человека, однако, к сожалению, очень часто мы его тратим на что угодно, но вовсе не на необходимое для нашего спасения. Каждый сам в себе должен подумать: а сколько времени в день я готов посвятить Богу, уделить на молитву? Ведь очень часто даже 15 минут молитвы кажутся вечностью, мы считаем, что это очень много времени для беседы с Богом и лучше его потратить на что-то, на наш взгляд, более полезное и нужное. Таким образом, время, которое мы должны были бы отдать Богу, посвящаем «суете сует», как говорит об этом Премудрый Екклесиаст (Еккл. 1:2). И поэтому Великий пост — это напоминание, что мы обязаны хоть несколько минут в нашей жизни, хоть несколько дней в году посвятить Богу, вспомнить о Нем и принести Ему покаяние.

 

Говоря о грехопадении Адама и Евы, в воображении человека сразу же рисуется плод с древа познания добра и зла, который и соблазнил Еву. Святые отцы, в частности, преподобный Исидор Пелусиот, рассуждая над подобным вопросом, предполагали, что древом познания могла быть смоковница. Однако суть не в том, каким собственно было само дерево, а в том, что прародители нарушили заповедь Божью. Бог ничего особенного не требовал от человека, ведь ничего нет сложного в исполнении заповеди — не вкушать от древа познания добра и зла.

 

Весьма интересным представляется и сам подход диавола к искушению человека. Приняв образ змия, он начинает искушение с женщины и при этом ставит под сомнение слова, сказанные Богом Адаму: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Диавол, будучи лжецом и отцом лжи (см.: Ин. 8:44), подобным вопросом хочет оболгать Бога, выставить Его в неприглядном свете, утверждая, что Бог якобы запретил людям есть плоды всех деревьев. Но это было совершенно не так. Однако человек не сопротивляется искушению змия и диавол продолжает соблазнять Адама и Еву следующими словами: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Вот в этих словах, по мнению святых отцов, и кроется причина грехопадения — Адам и Ева захотели стать богами без Бога. Вспоминая этот библейский сюжет, Церковь тем самым предостерегает нас от подобного — искушения заполучить какие-либо таланты или ценности без Бога.

 

В сегодняшнем Евангелии также указано, каким должен быть истинный пост и каким он не должен быть. Во-первых, наш пост не должен быть чем-то показным и о постящихся не должны говорить: «Вот, смотрите, это истинный христианин! Он точно соблюдает пост, потому что это на лице у него написано». Не так нужно поститься! Следует совершать свой пост, чтобы никто об этом не знал, ведь если выставлять личный пост напоказ — мы тем самым уничтожим все его спасительные плоды. Ведь истинный пост заключается не просто в ограничении пищи. Подлинный пост — это совершенствование. Священномученик Ириней Лионский, рассуждая грехопадении, говорит, что прародители, не успев стать людьми, уже захотели стать богами. Великий пост показывает, что все мы лишь люди со своими слабостями и недостатками. И если человек воспринимает Великий пост, как возможность самоутвердиться, показать свою силу — это дорога в никуда.

 

Великий пост — это также возможность определить сколько добра есть в каждом из нас. Если мы попытаемся быть добродушными, милосердными, то сразу же почувствуем насколько это тяжело. Особо трудно в посту делать добро, прощать людей, любить их и не раздражаться. По словам святителя Феофана Затворника, люди очень часто не понимают всю силу зла, потому что слишком быстро сдаются. И только тогда, когда пытаются бороться с искушениями, только тогда сполна ощущают на что способна дьявольская сила и понимают собственную слабость. Но именно тогда, когда наступает осознание слабости нашей и силы греха, обращаемся к Богу за помощью и получаем ее!

 

В Великом посту все постящиеся должны понять, что они не лучше других лишь потому, что соблюдают пост, но чтобы быть поистине хорошими, добрыми, благочестивыми христианами, нам необходима помощь Божия и творение добрых дел.

 

Великий пост должен заканчиваться следующей мыслью: «Господи, мы немощные люди, но сила Твоя в немощи совершается, поэтому дай нам радость Пасхальную, и, несмотря на все наши немощи, сподоби радости преображения. И не потому, что мы своими подвигами достигли этого, а только потому, что Ты, видя наши немощи, но вместе с тем и наше стремление, и подлинное смирение, сойдешь к нам и даруешь ту великую Пасхальную радость, которой мы ожидаем в конце Великого поста». Аминь!

 

 

Про останню Неділю перед початком Великого посту. Проповідь ректора КДАіС у Прощену неділю

 

1491

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ