Почати
15.08.2021 - 23:30
Кінець
15.08.2021 - 23:30
Категорії
Публікації
Проповедь
ректора КДАиС епископа Белогородского Сильвестра
на Воскресное евангельское чтение (Мф. 14: 14-22)
о насыщении пяти тысяч человек
И, выйдя, Иисус увидел множество людей
и сжалился над ними, и исцелил больных их.
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали:
место здесь пустынное и время уже позднее;
отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы,
воззрел на небо, благословил и, преломив,
дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились;
и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку
и отправиться прежде Его на другую сторону,
пока Он отпустит народ
Евангелие от Матфея 14:14-22
Во имя Отца, Сына, и Святого Духа!
Прочтенное зачало Евангелия от Матфея повествует о том, как Господь Иисус Христос насытил пять тысяч человек. Об этом чуде рассказывают все четыре Евангелиста (Мф. 14:14-23; Мк. 6:34-46; Лк. 9:11-17; Ин. 6:3-15).
О чем это Евангельское чтение? Какой смысл этого чуда? Прп. Максим Исповедник говорит, что требуется великое искусство, чтобы проникнуть под покров речей, и увидеть глубинный богословский смысл написанного в Писании. У многих святых отцов наличествуют схожие высказывания. Для святых отцов характерно учение об многоуровневости смыслов Священного Писания. И почти каждый библейский текст имеет несколько значений: буквальное, нравственное и духовное.
Итак, буквальное прочтение этого евангельского зачала передает нам последовательность событий: евангелист Матфей пишет, как Господь проповедовал и исцелял многих людей, пришедших к Нему. Когда же настал вечер, апостолы просили Господа отпустить людей, дабы они купили себе пищи (Мф. 14:15). Место, где проповедовал Христос, было, как уточняет евангелист, пустынное. Однако Спаситель говорит, что не надо никуда идти тем людям, а дает указание ученикам накормить народ (Мф. 14:16). И когда ученики вопрошают: как мы накормим людей, здесь всего лишь пять хлебов и две рыбы (Мф. 14:17), Господь просит принести Ему эти пять хлебов и две рыбы. Благословив эту пищу, Иисус Христос повелевает апостолам раздавать ее многотысячной толпе. В результате все оказались накормлены, то есть произошло чудо умножения пищи.
Нравственное содержание этого евангельского рассказа в том, что это повествование о любви. О любви Спасителя к людям. Господу не все равно, что люди, следующие за Ним, голодны. И это показывает Христа как Учителя, любящего Своих учеников. А не такого, какими были фарисеи и саддукеи, которые бы никогда не задались вопросом голодны или не голодны те, которые к ним пришли.
Важно обратить внимание на такую подробность как молитва. Сказано, что Христос «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14:19). Слова «воззрел на небо, благословил» должны пониматься не просто как некий немой жест, но как совершенная молитва. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти строки пишет, что Господь подает нам пример вкушать не раньше, чем помолившись и благословив пищу, которая нам дана Богом.
В потреблении пищи открывается натура человека. Он может быть жадным и переборчивым. Может не проявлять уважения к самой пище, к тем, кто ее приготовил, и кто вместе с ним разделяет трапезу. Молитва же перед едой учит нас нравственному отношению к самой пище, к ее потреблению, к тем, кто ее приготовил, и к тем, кто с нами за одним столом.
Мы часто упускаем из виду тот факт, что Господь, пришедший по плоти среди иудеев («Пришел к своим, и свои Его не принял» (Ин.1:11), постоянно давал им хотя и непрямые, но все же очень понятые свидетельства своего мессианского служения. И вот насыщение людей в пустыни явно соотносимо с образом Моисея, по молитве которого произошло насыщение еврейского народа манной в пустыне (Исх. 16 гл.).
Иудеи знали и ожидали исполнения пророчества, данного самому Моисею Господом, и это пророчество всегда понималось именно как мессианский текст: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18). Считалось, что Мессия должен показать знамения равные Моисеевым. Вспомним в этом контексте звучащие требование врагов Господа: покажи нам знамение (Мф. 12:39).
И в действительности много чудес совершенных Христом, как вот это чудо с насыщением в пустыни, показывает исполнение пророчества данного Моисею на Господе Иисусе Христе. Таким образом, чудо насыщения в пустыни носит глубоко мессианское значение и обнаруживает, что прообразы и обетования Ветхого Завета исполняются на Иисусе Христе. С этого мессианского понимания начинается переход к духовному, богословскому значению данного евангельского текста. Да, есть исторический факт того, что Господь Иисус Христос накормил такое большое количество людей таким малым количеством пищи. Но само это событие имеет также и иное, духовное измерение, а именно указание на Евхаристию как на Хлеб Жизни.
Спаситель Сам о Себе говорит: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:48). Безусловно, тем голодным пяти тысячам не был сразу понятен духовный смысл их насыщения, но Господь постепенно дает символы грядущих Таинств и, прежде всего, Таинства Евхаристии. Тот, кто насытил множества народа обычным хлебом, подаст верующим в Него Хлеб Жизни, который есть Он Сам. И если этот хлеб просто насыщает, то Хлеб Жизни — Плоть Его — дает духовное насыщение и преображения всего человека.
Мы слышали, что из малого количества хлебов, было накормлено огромное количество людей, и еще даже осталось. Так и в Евхаристии, Господь дает Свою Плоть и Кровь под видом хлеба и вина, и великое количество людей насыщаются этой пищи бессмертия. Оставшееся множество пищи (Мф. 14:20) показывает, что благодати, которая есть у Христа, всегда дается с избытком. И как осталась эта пища телесная, так и пища Божественная, лекарство от греха, святая Евхаристия, всегда в изобилии будет преподноситься тем, кто приходит. И как Господь благословляет и дает хлеб апостолам, а те — людям, так и в Евхаристии — Господь совершает Евхаристию, дает ее через руки священнослужителей всем, кто желает вкусить ее. Итак, Господь и через пищу телесную, и через пищу духовную является нам как Бог Благой: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9), – провозглашает пророк.
Однако, чтобы бы быть достойными Хлеба Жизни нам нужно сначала научиться принимать с благодарением самую обычную ежедневную пищу.
Дорогие братья и сестры! На пути христианском есть много различных искушений. Убежден, что одно из самых сильных и самых коварных наших искушений — это не научиться быть христианами в простых, ежедневных, бытовых ситуациях. Как часто мы церковные люди думаем, что настоящее христианство, это вот стать мучеником или исповедником, пустынником или затворником, а в повседневной жизни какая уж там святость? Но в таких мыслях, безусловно неверных, мы помещаем идеал христианской жизни где-то далеко от нас географически, хронологически, ситуативно. Сами думаем, вот когда-то потом, в такой ситуации и при таких обстоятельствах смогу проявить себя как настоящий христианин. А сейчас, сегодня, вот в этом момент и в этой ситуации как получится, так сказать по силам, или как у нас любят говорить, «по снисхождению». Но разве быть добродетельным христианином в ежедневной рутине дело простое? Разве это не требует постоянного духовного напряжения, терпения, и рассудительности?
Каждый день мы обращаемся к Богу со словами «Отче наш… хлеб наш насущный дай нам днесь». Мы не говорим дай нам потом, дай когда-то, но говорим «днесь», то есть сейчас, сегодня, в этот день. Мы в этой молитве просим о хлебе как пище и о Хлебе Жизни как пище духовной. Если мы говорим Господу подай вот сейчас, то разве не должны мы осознать, что и жизнь наша как благодарение Богу должна быть праведной тоже вот сейчас, в сей день.
Добродетель рождается и должна развиваться во всех моментах нашей жизни, во всех ситуациях. Не может человек проявляющий худшие черты своей натуры при потреблении простой пищи быть достойным вкушения Евхаристического хлеба. Не может быть, чтобы человек, который не научился сказать «спасибо» тем, кто с ним каждый день: дома, на работе, в окружении, сможет научиться благодарить Бога. И не может быть, что тот, кто не научился терпению и кротости в ежедневном общении, проявит их во дни испытаний.
Большая добродетель вырастает из маленькой, и великие подвиги вырастают из маленьких ежедневных проявлений христианской жизни. Быть праведным христианином каждый день, в любой ситуации, в любом окружении, с любыми людьми — вот идеал христианской жизни, который должен быть нами реализован.
Возблагодарим же Господа, любящего и милосердного, подающего нам каждый день пищу телесную и духовную несмотря на то, что мы так нерадиво учимся быть каждый день Его последователями не только по имени, но и по жизни. Аминь!