Почати
18.09.2021 - 23:30
Кінець
18.09.2021 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Выслушайте другую притчу:
был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник,
обнес его оградою, выкопал в нем точило,
построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов,
он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
виноградари, схватив слуг его, иного прибили,
иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего;
и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына,
говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника,
что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти,
а виноградник отдаст другим виноградарям,
которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:
камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла? Это от Господа,
и есть дивно в очах наших?
Евангелие от Матфея 21:33-42
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском отрывке была прочитана притча о злых виноградарях. При толковании этой притчи важно указать время ее произнесения — это страстная седмица. То есть Господь Иисус Христос произнес данное поучение в последние дни Своей земной жизни. И смысл притчи приобретает особую специфику с учетом этого.
Итак, притча гласит: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33). Сам образ виноградника имеет символическое значение в священной истории Израиля. Псалмопевец восклицает: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее» (Пс. 79:9). Великий пророк Исайя прямо называет Израиль виноградником Божьим: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис. 5:7). Таким образом, используя образ виноградника, Христос Своим слушателям сразу же дает понять значение этого образа. Стало быть, слушателям этой притчи вполне ясно было, что виноградник — это Израиль, а хозяин и устроитель виноградника — это Сам Бог.
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя притчу, говорит, что под всеми трудами, сделанными хозяином для виноградника «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» (Мф. 21:33), следует понимать дарование евреям Закона, и строительство ветхозаветного храма. Отлучившись же, хозяин виноградника поручает уход за ним виноградарям. Прежде всего, следует отметить, что отсутствие хозяина виноградника не нужно понимать как отсутствие Бога или Его попечения. Блаженный Иероним протестует против такого мнения и говорит: «Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании».
У виноградарей полная свобода в действиях, которую предоставил им хозяин. Что скрывается под этим образом? Разумеется, что если под хозяином виноградника мы видим Бога, под виноградником — иудейский народ, то под виноградарями явно узнаются учителя народа Израилева; священники, книжники и фарисеи. Как раз им дана свобода действия во вверенном им винограднике. Почему так? Потому что, человек, его натура, его отношение, его ответственность или, наоборот, безответственность в полноте раскрываются тогда, когда ему дается свобода действия. Опыт жизни есть главное доказательство этого утверждения. Все мы знаем, что человек проверяется именно тогда, когда свободен, а еще более, когда эта свобода сопровождается полномочиями и властью. Бог позволяет учителям Израилевым действовать беспрепятственно по той причине, что все они должны в полной мере раскрыться и показать, кто они есть на самом деле. Такова мудрость Божия и таков великий дар свободы.
Ухаживание за виноградом — очень сложный процесс, требующий большого внимания и мастерства. И сам образ ухаживания за виноградником Божиим приоткрывает тайну спасения. Бог Всемогущий. Словом Его сотворены небо и земля, по слову Его сразу же творятся чудеса. Но в деле спасения все по-иному. Спасение — это грандиозный труд. Бог, как любящий родитель или заботливый виноградарь, взращивает человека к принятию спасения. Любовь и забота родителей всегда проявляются в воспитании скрупулезном, медленном и наполненном любви. Вставание к ребенку по ночам, трепетное его обучение даже тогда, когда ребёнок неприлежен в учебе, мудрость и долготерпение в отношении к ребенку в сложном подростковом возрасте — все это характеризует любящих отца и мать. Данный образ поможет нам наравне с иными евангельскими и святоотеческими образами понять, насколько Бог — это отец и педагог в нашем спасении. Неспешный, внимательный, любящий и терпеливый.
Как и в воспитании ребенка, так и во выращивании прихотливого винограда всегда есть помощники: воспитатели, учители, тренеры, репетиторы и прочие наставники. Само собой разумеется, что от этих помощников ожидается полная ответственность и благочестие. Но, увы, так бывает не всегда. Вот и этой притче, Бог — хозяин виноградника поручает свое наследие Израиль-виноградник виноградарям-помощникам. Но предоставленные сами себе, эти помощники раскрываются как злые натуры. Виноградник посажен и устроен. Приближается время сбора урожая, и хозяин виноградника хочет собрать плоды. Для этого посылает своих иных служителей к виноградарям, но те не просто не дают созревший виноград — они бьют и выгоняют присланных. Что произошло? Виноградари узурпировали имущества хозяина, присвоили его себе. Вообразили, что они не смотрители и управляющие, а — хозяева. Очень яркий и понятный образ дан в этой причте. Учителя Израилевы — узурпаторы. И как все узурпаторы, они, что называется, временщики. Делают что хотят, ни за что и ни перед кем не несут ответа. У них один закон — они сами.
Такое поведение злых виноградарей и их бунтарство против законного хозяина виноградника делает их сродными с иным узурпатором — князем мира сего, сатаной. Диавол тоже узурпатор, воображающий, что он властелин мира. Однако, по учению святых отцов, диаволу ни в коей мере не принадлежит земля и все, что сотворено Богом. Диавол лишь желает похищать, принадлежащее Господу. И все же до некоторой поры есть множество людей, принявших сатанинское учение и покоряющихся диаволу. Эти, принявшие заветы диавола, образуют как бы некий мир, князем которого является диавол. Учители Израилевы, которых мы узнаем под образом злых виноградарей, — не просто узурпаторы наследия Божьего, они принимают и разделяют некое сатанинское мировоззрение, которое делает их ненавистниками Бога и Его Сына. Сам Господь Иисус Христос, обличая своих врагов, желающих погубить Его, прямо говорит им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44).
Все Писание Ветхого Завета — это повествование о постоянном отпадении иудейского народа от Закона Божия. Господь посылал пророков, которые открывали волю Божию и призывали к покаянию. Ветхозаветные пророки всё время взывали: Израиль! Покайся, иначе будет крушение! И что делают с пророками — этими слугами Божьими правители и учителя Израилевы? Притча дает ответ: «иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34). Но Господь посылает ещё большее количество слуг, т.е. ещё большее количество пророков. Эти пророки всё время говорят евреям о необходимости покаяться и жить по Закону Божьему, но их всё равно отвергают и убивают. И, в конечном итоге, Господь посылает Сына Своего Единородного, в надежде на то, что злые виноградари его постыдятся. Бог-Отец делает абсолютно все, чтобы призвать к покаянию злых виноградарей вплоть до того, что посылает своего сына. Смысл этого выражения мы поймем, если учтем существовавшую на Востоке традицию особые важные дела, в том числе миссии, поручать наследнику, сыну. Как бы повышается статус посланника и тем самым иллюстрируется важность и решительность Пославшего.
Убить статусного посланника — радикальная мера, обозначающая полный разрыв и войну. В притче использован образ сына-посланника для подчеркивания: терпение достигло предела, и все возможные границы нарушены. Однако злые виноградари уже ничего не боятся и потому решаются на убийство. Писание передает их настрой такими строками: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:37). Злодеи рассчитывают, что после такого сам хозяин виноградника уже никогда не будет никого прислать, да и сам не пожелает более заниматься виноградником. А значит воры смогут уже абсолютно беспрепятственно и долго владеть тем, что они присвоили.
Сама притча одновременно является пророчеством о том, что Сын Божий Иисус Христос будет убит злыми виноградарями, т.е. теми, кто поставлен пасти народ Израилев — книжниками, учителями народными, фарисеями, священниками. Господь этой притчей не просто обличает фарисеев и книжников, но и предрекает Свою скорую смерть на кресте за стенами святого города Иерусалима (ср. Евр.13: 12). Сам Господь Иисус Христос в завершении этой притчи, спрашивает, что же сделает хозяин с этими злодеями, когда придёт (Мф. 21:40), а слушатели отвечают: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:41). Здесь указание на грядущую судьбу Израиля: благодать Божия будет отнята от еврейского народа и будет передана народам, которые уверовали во Христа. В Новом Завете открывается новый Израиль, новый избранный народ. Это все верующие в Господа Иисуса Христа и принадлежащие святой соборной и апостольской Церкви. Это новый Богоизбранный народ, на котором пребывает Божия благодать, отнятая от древних иудеев за то, что они не просто не исполняли заповеди Божии, но не приняли Христа и в конечном итоге убили Его.
Господь говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21:42). Под камнем, конечно же, Он подразумевает Самого Себя. Апостол Пётр в своём соборном послании прямо говорит, что камень, которого отвергли и который положен во главу угла, — это и есть Христос (1 Пет. 2, 6-8). Вера во Христа есть камень и основание для благочестивой жизни. Евреи отвергли Христа, но благочестие в мире существует с тех времён благодаря тому, что Иисус Христос есть камень — основание нашего спасения. И никто, говорит святой апостол Павел, «не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.3:11). Одни, подобно злым виноградарям, отвергают этот камень спасения и погибают. Другие же — принимают и строят на Нем свое спасение (ср. 1 Кор. 3 гл), ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть основание, дверь, путь, начало и конец, смысл и цель жизни человека. Ему же слава во веки веков! Аминь
2310