Почати
02.08.2023 - 23:30
Кінець
02.08.2023 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора КДАиС архиепископа Белогородского Сильвестра
в день памяти пророка Божия Илии
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня Церковь отмечает день памяти святого пророка Илии. Всем хорошо известно, какое значение имело пророческое служение в ветхозаветные времена. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что слава древнего Ветхого Завета заключена в пророках. Священное Писание сохранило множество имен пророков и пророчиц. Пророк — не предсказатель, как иногда может показаться. Прежде всего, пророк — избранник Божий, получивший дар назидать, обличать, указывать, где богоугодные, а где богопротивные дела и мысли. Пророк — человек близкий к Богу, способный видеть и понимать в чем есть «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).
Некоторые из пророков оставили после себя сочинения, которые теперь являются частью Писания, некоторые — ничего не писали, но их жизнь и служение оставили очень яркий след в Священной Истории. К таким относится чествуемый ныне пророк Божий Илья. Он не оставил после себя никаких писаний, но именно образ Илии пророка в Древнем Израиле, вплоть до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, воспринимается как эталон, как образец пророческого служения. Именно поэтому ни один ветхозаветный пророк так часто не упоминается на страницах Нового Завета как пророк Илия. Есть много рассказов в Писании, связанных с пророком Илией. Однако сегодня хотелось бы вспомнить только некоторые из их.
Все вы, братья и сестры, помните историю, описанную в третей книге Царств, когда пророк Илья и лжепророки языческого божества Ваала на горе Кармил собрались, чтобы совершить жертвоприношение, чтобы принесенная жертва была попалена огнем с неба. Писание ярко описывает поведение жрецов Ваала, показывая всю гнусность языческих культов: «И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» (3 Цар.18:26-27). Конечно же, жрецы не смогли сотворить чудо, а их вопли не были услышаны: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3 Цар. 18:26)», — говорит Писание. Пророк же Илия совершил молитву, после которой произошло чудо — огонь сошел с неба на жертву, а многочисленные языческие жрецы были посрамлены. После этого пророк Илья убил жрецов: «сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар. 18:40), — сказано в Священном Писании.
Многие из нас, братья и сестры, слышат обвинения в жестокости в сторону Священного Писания Ветхого Завета. И очень часто эти обвинения связаны как раз с этой историей и пророком Ильей. Действительно, как согласовать нашу веру в Бога благого (Мф. 19:17) с этим библейским рассказом, когда вдруг посланник Божий, великий пророк, не просто показывает величие служения, но и убивает языческих жрецов. Однако, когда мы слышим этот рассказ, мы должны понимать его не в нынешних реалиях, ни в контексте, людей XXI века, но в контексте той эпохи, жизни, культуры, нравов, которые описаны в третьей книге Царств, то есть той далекой эпохи. И смотреть мы должны на то, какой была культура и нравственность в годы, когда пророчествовал пророк Илия. Это были времена, прославившиеся своей жестокостью, распутством, богоотступничеством. Разве те жрецы, которых Илия убил были богословами или философами, которые просто отличались своими воззрениями? Нет! Они были служителями жесточайших культов ваалов и молохов, не просто жестоких и порочных, но настолько низменных и кровавых, где практиковались жертвоприношения детей. Об этом не раз свидетельствует Священное Писание (Иер. 7:31). Такие жрецы получали покровительство при царских домах, где некоторые царицы, как, например, нечестивая жена царя Ахава — Иезавель, с большим воодушевлением желала услышать от этих гадателей и прорицателей слова, льстящие слуху и обещающие власть и богатства на долгие годы. Вот с такими жрецами и лжепророками, а не с добрыми и милыми служителями, боролся пророк Илия.
Братья и сестры! Нередко в нашем обществе возникает вопрос о смертной казни. Нужна ли она? В особенности, по отношению к маньякам, насильникам, извращенцам. Проведем мысленный эксперимент. В аудитории, которая отрицательно относится к Священному Писанию и всячески разделяет обвинения в адрес Ветхого Завета и лично пророка Илии, поднять вопрос о смертной казни. Спросить эту самую аудиторию: какое наказание вы бы потребовали для убийцы и насильника, который прославился своей жесткостью и извращениями? Вы за помилование или за смертную казнь? Уверен, что практически все, кто осудил Писание и пророка Илию, скажут, что в таких случаях они за самый суровый приговор! И вот теперь их ответ, ответ наших современников перенесем на время пророка Илии. Разве тогда вопрос о том, чтобы их умертвить не был в такой же плоскости? Разве не наказаны они были за ужасающие грехи, связанные с развратом и убийством? Тогда почему те, кто готовы отправить на эшафот современного убийцу или маньяка, вдруг негодуют на пророка Илию за то, что он умертвил этих нечестивцев?!
Но не история об умерщвлении языческих жрецов, дорогие братья и сестры, характеризует служение пророка Илии. Несмотря на его ревность, чудеса и обличительную силу слова, настоящее значение его служения можно увидеть в другой Библейской истории. Образ пророка Ильи останется непонятным, или неверно понятым, если не вспомнить рассказ о том как Господь явился Илии во время его скитаний: «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар.19:11-12). Итак, Бог открывает Своему служителю, что Он — Господь Вседержитель — не в силе ветра, или разрушительной силе природных катастроф, и не в могущественной силе огня, но в веянии тихого ветра. Вдумаемся в этот прекрасный текст. Бог открывает Себя в веянии тихого ветра, ели ощутимого, еле слышимого и слабого. Какое значение этого Богоявления-теофании? Прп. Ефрем Сирин в своем толковании говорит, что в этом знамении Бог показывает Илии, что истинное богопознание всегда связано с любовью — любовью Бога к человеку и любовью человека к Богу. А подлинная любовь — она всегда тишина, всегда спокойствие, всегда кротость и миролюбие.
Господь показывает великому и ревностному пророку, что Он всегда открывается в тишине. Не в криках, не в воплях, не в диких танцах, как это все практиковалось у языческих служителей. Но в тихой молитве. Да, есть моменты, когда и ревность нужно проявить и даже праведный гнев, обличительную силу слова, но, в конечном итоге, Бог по-настоящему открывается именно в тонком дуновении ветра. Новый Завет учит нас этой подлинной тишине, подлинному безмолвию, когда все замолкает дабы иметь возможность не пропустить посещение Бога. Прп. Иоанн Лествичник так характеризует значение тишины-безмолвия (исихии): «Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств».
Прежде чем Господь открылся Илии в таком образе тишины, пророк Божий, по мысли свт. Филарета (Дроздова), не просто совершал свое служение. Он прошел крестный путь через несправедливость, через гонения, через всяческие лишения. И только тогда, когда самому Илии уже казалось, что нет более праведности в земле Израилевой, Господь является ему в знамении тихого дуновения, и тем самым, говорит свт Филарет, указывает, что «подлинно Бог везде может беседовать с верующим; везде может дать узреть Себя чистому сердцем».
Почитая святого пророка Илью и воздавая сегодня ему честь, зададимся, братья и сестры, вопросом: какое нам, христианам XXI века, поучение и назидание в образе славного пророка Илии? Апостол Иаков в своем послании говорит: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17-18). Итак, сила веры и сила молитвы Илии совершали чудо. И святой апостол прямо нам указывает на этот пример, как на ориентирующий нас в подражании силе ревности веры и молитвы пророка Илии. Но в чем проявить эту ревность? Как проявить эту ревность? В свидетельствовании нашей веры православной, в отстаивании правды Божией, в призывании к покаянию, в обращении людей к познанию Бога Истинного (ср. 1 Ин. 5:20). Но, в конечном итоге, делая все это во славу Божию, будем молить Всемилостивого Творца, чтобы ходатайством святого пророка Илии, Он открылся нам подобно тому, как Илии на горе Хорив в тихом действии благодати, которая исполнит наше сердце «всякой радости и мира» (Рим. 15:13). Аминь.
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у день пам’яті пророка Божого Іллі
2474