Почати
26.06.2022 - 23:30
Кінець
26.06.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора КДАиС епископа Белогородского Сильвестра
в Неделю 2-ю по Пятидесятнице
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Евангелие от Матфея 4:18-23
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресное чтение повествует о призвании четырёх апостолов: Андрея и Петра, Иоанна и Иакова. В Четвероевангелии говорится и о призвании других апостолов. Конечно же апостолы до своего призвания имели каждый свой образ жизни и род деятельности. Среди учеников были и рыбаки, и бывший сборщик подати, и прочие. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос и призванные ученики уже были знакомы до этого призвания, т.е. между знакомством и призванием проходит некоторое время. Получается, что сначала будущие апостолы Господа слушают Его проповедь, видят Его чудеса, периодически следуют за Ним. Но в определенный момент из общего числа последователей и Своих слушателей Господь выбирает и призывает именно их постоянно следовать за Ним. Это следование за Спасителем еще в период Его земной жизни дарует апостолам особую духовную власть: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10:7-8).
Однако сегодняшние Евангелие — не просто история призвания некоторых апостолов. В этом небольшом тексте сокрыта великая библейская тема — тема призвания. Бог призывает праведников, пророков, апостолов. Господь призывает и избирает тех, кому надлежит быть Его учениками. В этом призвании-избрании Бог снисходит. Важно осознавать, что избранные Богом не поднялись до Бога, но Бог снизошел к ним. Схождение Бога к человеку — в этом суть Откровения. Господь Иисус прямо говорит: Я сошел с небес (Ин. 6:38). И Его сошествие с небес следует понимать не как перемещение в пространстве (Бог вездеприсутствующий), но как снисхождение в смирении и любви, высшей формой которого является Боговоплощение.
Некоторые культуры содержат такое явление как вызов Богу. Когда человек стремится своими силами, умениями, способностями уподобиться Богу, стать равным Богу, подняться на уровень Бога. Самым известным примером такого дерзновения служит библейский рассказ о строительстве Вавилонской башни, а также многочисленные повествования об обожествлении античных героев, царей и императоров. Во всем этом культивируется герой, сверхсильный и сверхспособный человек. Но в призвании апостолов мы видим совершенно иное. Господь Иисус Христос выбирает не героев, не мудрецов, не сильных воинов. Бог, по слову апостола Павла, избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор. 1:27). Итак, почему не сильных и мудрых выбрал Господь? Прежде всего, потому что знание и сила Божия радикально отличается от всего человеческого. Каких бы вершин не достиг человек в своих знаниях и умениях, они все равно останутся человеческими. Чтобы показать всему миру, что учение Христово не от людей, а именно от Бога; что оно божественное, а не человеческое, Господь выбирает тех, о простоте и неучености которых знают все.
В Священном Писании Нового Завета неоднократно об учении Иисуса Христа говорится не как о человеческом, то есть имеющем основание не в мудрости и знании людском: Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7:29) или Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое (Гал. 1:11) и слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (1 Фес. 2:13). Однако может быть Господь избрал в апостолы самых совершенных, самых чистых, попросту сказать, — святых? Такой ответ, конечно, возможен. Но внимательно читая Евангелие, мы увидим, что до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, они были не чужды многих несовершенств: проявляли маловерие, слабость, малодушие и даже желали почестей. Вспомним просьбу апостолов Иоанна и Иакова и их матери ко Христу, чтобы им сесть по правую и левую сторону Его в грядущем Царстве (Мк. 10:37; Мф. 20:21). Святые отцы, толкуя данное место, говорят, что Иоанн и Иаков, в момент этой просьбы находились еще в плену иудейских представлений о Мессии как земном Царе, поэтому и просят о власти и славе.
И все же почему Христос выбрал именно их? Есть разные варианты ответов, но все они не будут достигать завершенности, потому что мы судим по-человечески, а избирал апостолов Сам Бог. Есть тайна призвания, тайна избрания. Господь Иисус Христос прямо говорит ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16). Не по человеческим критериям Спаситель мира выбирает Себе учеников. Избрание апостолов берет Свое начало в воле Бога-Отца, осуществляется Богом Сыном: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44), и завершается оно схождением Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, когда неученый рыбак Петр говорит так, что как поется в одной стихире праздника: Петр проповедует — Платон замолчал, Павел витийствует — Пифагор устыдился. Вся мудрость человеческая, скажем более — великая и прекрасная греческая мудрость и глубокая иудейская книжность — отныне обесцениваются, теряют если не свой смысл, то свое значение перед Истиной.
Говоря по человеческому рассуждению (Рим. 3:5), скажем, что апостолы были как бы сотканы из различных свойств и качеств, положительных и отрицательных, и, наверное, в начале своего следования за Христом не сильно отличались в этом отношении от других людей. Господь выбрал именно их, потому что они имели сердце готовое полюбить Христа и следовать за Ним всюду, преодолевая в том числе и свои сомнения, и маловерие, и слабость.
Но сделав предположение о причинах избрания Христом именно этих учеников, мы тотчас сталкиваемся с другим не менее важным вопросом: а как же быть с сыном погибели (Ин. 17:12) Иудой Искариотом? Ведь о нем Сам Господь накануне Своих страданий скажет страшные слова: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин. 6:70). Как этот человек мог быть призван Христом? И не просто в число последователей, но в число самых близких учеников? Очевидно, Господь Иисус Христос не мог ошибиться в своем выборе. Также ясно, что и предположение, что избрание Иуды было необходимым «инструментом» страданий Христа, со всей решительностью должен быть отвергнуто. Тогда, где же ответ? Перед нами снова тайна. Тайна призвания и … тайна отпадения. Иуда — один из двенадцати — призывается Иисусом Христом, так как он был способен на веру, любовь и подвиг, ему, как и прочим апостолам дается власть творить чудеса (Мк. 3.14). И тем не менее, Иуда отпал от Спасителя. И не просто перестал быть последователем Господа, но совершает величайший грех и преступление. Ведь Иуда мог бросить Христа и уйти по-тихому. Или не по-тихому, может даже с гневом, просто уйти, выйти из числа учеников Христовых. Но нет. Мы видим совершенно иную картину. Самые злые помыслы и чувства накапливаются в Иуде за годы его следования за Христом, а он и дальше продолжает делать вид преданного и любящего ученика. Как и другие апостолы, Иуда соткан из разных качеств, но в итоге негативное, корыстное и себялюбивое одерживает в нем тотальную победу. Вряд ли можно реконструировать те борения, которые были в Иуде в процессе этой ужасающей трансформации от ученика до врага, от апостола до предателя. Но факт остается фактом — Иуда предал Господа, продал Его за 30 серебряников.
Безусловно, Господь Иисус как сердцеведец знал про внутренне состояние Иуды, и тем не менее оставлял его в числе Своих учеников. Почему так? Уже древние святые отцы и церковные писатели отмечают, что Господь не принуждает человека никогда. Призывает, обличает, наставляет, указывает, предупреждает, но никогда не принуждает. Если бы Спаситель низверг из лика апостольского Иуду, то тем самым как бы понудил его к совершению преступления. Но Господь лишь демонстрирует Иуде, что знает его сердце, знает его помыслы и настроения и, тем самым, оставляет шанс покаяться. Таким образом, злой выбор Иуды, если так можно выразиться, — это чистый, ничем не обусловленный со стороны Христа или других апостолов выбор. А значит нравственное преступление Иуды носит максимальный характер.
Но ведь и Пётр согрешил. И его поступок тоже привел к отпадению от числа апостолов, на что указывает явление Христа Воскресшего Петру с трояким вопрошанием Любишь ли меня? Соотношение Петра и Иуды очень важно в понимании падения и покаяния. Петр через покаяние восстанавливается в чине апостольском, а Иуда испытывает стыд, но не покаяние, а потому его поглощает отчаяние и петля. В покаянии всегда содержится жажда получения прощения. Почувствовать себя прощенным Богом — величайшая радость и грандиозный фундамент для духовной жизни. Именно поэтому в покаянии всегда, несмотря на слезы и стенания, живет радость.
Нынешнее евангельское повествование, конечно же, имеет еще одно измерение. Оно относится не к апостолам, но к нам верующим во Христа, к нам — ученикам Христовым. Ведь мы находимся в храме, куда пришли по собственному желанию. А значит и мы можем сказать, что являемся призванными нашим Спасителем и услышали голос Его. Поэтому для нас тема верности Христу, любви Ему стоит также остро, как и для апостолов: для Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, Матфея и Иуды…
Каждый из нас, призванных, должен осознать и постоянно держать в своем духовном уме, что Иуду не спасло от падения его достоинство апостола. Так и в каждом из нас, сотканным из различных качеств, живет как бы наш внутренний Петр и наш внутренний Иоанн, и наш внутренний Иуда Искариотский. Каждый из нас может думать, что он сильный, и вера его совершена, и что он готов на все ради Божественного Учителя, но в конечном итоге может малодушно отречься от него как Петр. Каждый из нас может думать, что добродетели наши важны и велики, но в конечном итоге в нас может побеждать наш внутренний Иуда. Как же нам быть? Как нам уподобиться верным и боголюбивым апостолам и не уподобиться злоречивому Иуде? Как быть достойным звания, в которое мы призваны? (Еф.4:1). Ответ один: нужно строить нашу жизнь так, чтобы, по слову апостола Павла, жили уже не мы — но жил в нас Христос. Путь к этому сложен и многотруден, но он обязательно предполагает полное доверие Господу Иисусу Христу и наше самоотречение. И даже если произойдет с нами искушение, преткновение или падение, будем подобны апостолу Петру — призванному, отрекшемуся, покаявшемуся и восстановленному. И будем всячески избегать уподобления Иуде — призванного апостола, предавшего, не покаявшегося и погибшего, потому что не было в нем любви. Аминь!
Проповідь у Неділю 2-гу після П’ятидесятниці про покликання апостолів
1595