Почати
31.10.2021 - 23:30
Кінець
31.10.2021 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
епископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в 19-ю Неделю по Пятидесятнице
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангелие от Луки 8 глава 5-15 стихи
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Только что вы, дорогие братья и сестры, слышали притчу о сеятеле. Особенностью данного евангельского отрывка является также наличие толкования этой притчи в самом же Евангельском тексте. Евангельские притчи, как все мы помним, — это иносказание, использующее понятные простые образы для передачи более глубокого смысла. Важно также понимать, что притчи Христовы не придуманы заранее, а потом были только воспроизведены. Так, например, бывает с книжными притчами, загодя написанными и только потом использованными в устной речи. Притчи Господни — это всегда часть проповеди, наставления, диалога или спора. Почему же Христос говорит в притчах, а не прямыми словами? Учение притчами было следствием ожесточения иудеев: «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13:15). Притчи таких черствых, ожесточенных сердцем людей, заставляли думать над их смыслом. Но если бы Христос говорил им прямо, а не иносказательно, то они сразу бы отвергали Его учение, причем с ненавистью.
Прежде чем перейти к объяснению данной притчи, необходимо обратить внимание на слова Господа, сказанные ученикам: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они, видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10). Эти слова могут быть неверно растолкованы. Может создаться впечатление, что тайны Царства Божия — это какие-то тайные знания. В том смысле тайные, как понимали это древние еретики-гностики или бесчисленные современные адепты всяких тайных знаний и посвящений. Но тайна, о которой идет речь, не должна пониматься как секрет. Евангельские тайны — это не секреты, спрятанные от одних и доступные для иных. Даже в тех случаях, когда Господь говорит ученикам наедине без свидетелей, Он Сам же повелевает: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф.10:27). Хотя Господь и говорит ученикам, что им дано знать тайны Царство небесного, а прочим в притчах, в конечном итоге Сам же и поясняет апостолам значение притчи, поскольку апостолы ее не поняли: «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк. 8:9). И это не единичный случай, когда апостолам необходимо пояснить притчу. Евангелист Марк пишет: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Мк. 4:34).
Итак, апостолы, которым дано знать тайны Царства небесного, все же нуждаются в пояснении притчей. А значит, «тайны Царствия» — не есть какой-то промо-код, дающий доступ к прямому понимаю иносказаний. Что же значат эти евангельские тайны? Снова обратимся к Писанию. Апостол Павел пишет: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). Мы, христиане, в эту тайну верим. Значит, в библейском смысле тайна — это то, что нам дано и открыто, но тем не менее не может быть до конца понято, потому что превышает все человеческие познавательные способности, и потому требует веры. Тайна — не секрет, но всегда требует веры. «Верою познаем» — говорит тот же апостол. И «тайны Царствия Божия», данные апостолам есть ни что иное как тайна Боговоплощения. Иисус Христос не просто проповедник и праведник, Он — Бог, воплотившийся для спасения людей. Он и есть долгожданный Мессия, Которого «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:17). А апостолы стали теми, кто услышал, увидел, поверил и принял Господа нашего Иисуса Христа.
Все содержание Священного Писания, всей проповеди Спасителя именно в этом — в пришествии на землю Бога ради спасения людей. Сам Господь Иисус Христос говорит, что все Писания свидетельствуют о Нем: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Когда же Спаситель говорит ученикам, что им дано знать тайны Царства Божьего, то речь идет о Самом Христе. Они, апостолы, поверили Христу и пошли за Ним, и потому им открывается то, что иным лишь в притчах. Можно сказать, что Господь открывал апостолам напрямую то, что другим лишь в иносказаниях. И смысл слов Спасителя: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» должен пониматься в таком значении: Вам, апостолам, как уверовавшим, прямо говорится о Боговоплощении. Тем же, кто еще не уверовал, говорится в иносказаниях-притчах. Однако, хотя апостолам уже открыты были тайны, они, как свидетели произнесения Христом притчей, нередко сами нуждались в толковании этих иносказаний и просили пояснения. Почему так? Прежде всего для того, чтобы показать им, обладателям тайны, что «Всякая премудрость — от Господа» (Сирах 1:1) и без Него ученики Его ничего не смогут сделать, ничего растолковать, и не совершить никакого чуда как Он и Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Итак, братья и сестры, перейдем к толкованию самой притчи о сеятеле. Вышел сеятель сеять. И брошенное им семя упало на разнообразную почву. Образ почвы имеет глубокое библейское основание. Вспомним рассказ об изгнании Адама и Евы из рая и наказании, постигшем в том числе и землю: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3.17-19). Прп. Максим Исповедник пишет, что при духовном толковании, под землей подразумевается природа человека: «принявшее за преступление заповеди «проклятие» – лишение небесных благ». И если раньше, до грехопадения, природа человека была удопреклонной к добру, то после, наоборот, человеческая природа удопреклонна к деланию злых дел «терний и волчц», и с большими трудами при аскетическом усилии («в поте лица») может произвести доброе. Таким образом, притча о сеятеле уже самим образом земли отсылает к природе человека.
Толкуя притчу, Божественный Учитель не дает пояснения, кто такой сеятель, так как очевидно, что это Он Сам. А «семя есть слово Божие» (Лк. 8:11). Не просто, братья и сестры, слова или речи, но слово, о котором святой апостол Павел сказал: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Таким образом, в притче о сеятеле мы видим притчу о благовестии. Христос-Сеятель засевает почву словами, способными перевернуть, разделить, скажем более, вывернуть наизнанку человека и показать, кто есть человек на самом деле, внутренний он, какие его самые потаенные помыслы и желания.
Слово Божие — не набор звуков, передающий смысл, но благодатная сила, таинственным образом действующая в нас, пока, по выражению апостольскому, в нас не изобразится Христос (Гал. 4:19). Однако, для того чтобы эта великая благодатная сила начала в нас действовать нужен наш ответ — наше «да».
В притче представлены четыре варианта попадания семени, и только в одном случае оно проникает в добрую почву. У некоторых толкователей (например, еп. Василия (Преображенского) можно встретить рассуждения о четырех типах людей, соответствующих вот этой евангельской притче. Такое толкование можно принимать лишь при условии, что под типами подразумеваются, собственно, не люди, а их образ жизни и мысли, сложившиеся у них. Поэтому, правильно говорить об образе жизни, способах существования, чем о типах людей. В противном случае можно вплотную подойти к еретической (гностической) антропологии, делящей людей на типы, согласно которой, человек способен быть посвященным или нет. Церковь на самом раннем этапе своей истории категорически отвергла такую концепцию, утвердив, что Божественная благодать может изменить человека любого происхождения, статуса и образа жизни от самого худшего к самому возвышенному — святости. Подтверждение этому есть множество примеров в житиях святых.
Различный способ жизни может развить разные наклонности. Если неправильные, то это грубость, черствость, малодушие, легкомысленность, сребролюбие, тщеславие, и, тем самым, препятствуют принятию евангельской проповеди. Если же добрые качества, то они открывают наше сердце к принятию слова Божьего.
Обратим внимание, братья и сестры, на то, что только в одном случае диавол, как враг рода человеческого, указан причиной не прорастания в почве брошенного семени. И хотя лукавый, движимый ненавистью и завистью к человеческому роду, всеми способами пытается навредить, ища кого погубить (ср. 1 Пет. 5:8), однако, необходимо увидеть, что в двух иных случаях причиной указана почва: каменистая или заросшая бурьяном. И это напоминание всем нам, что источником страстей всё равно остается сам человек: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», — пишет святой апостол Иаков (Иак. 1:14). К сожалению, есть образ жизни, когда для грехопадения и диавола совсем не надо, потому что человек сам с большой охотой проращивает в себе все негативное и греховное. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу поучает: «Победи только самого себя — и победишь козни диавола».
Но есть и добрая земля, упав на которую, семя прорастает и приносит плоды. Под доброй почвой подразумевается стремление к чистоте сердечной и поиск Истины. Плоды же эти, по слову Господа, созревают «в терпении» (Лк. 8:15). И в другом месте Иисус Христос наставляет учеников: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Что же есть это самое евангельское терпение, которое необходимо для прорастания семени и созревании плода? Конечно, терпение — не просто перенесение того, что нам не нравится, какого-то дискомфорта или не удобства, или даже боли. Евангельское терпение — это постоянство в добродетельности, стремление к благочестию, которое должно быть всегда и при всех условиях, даже самых сложных. Апостол Павел говорит о терпении как обязательном условии подлинно христианской жизни: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).
Завершает же притчу Господь словами: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Слова, которыми Спаситель не раз венчает свои поучения. Что же они значат? Очевидно, что уши есть у всех, а вот способность слышать, далеко не у каждого. Слышание — не просто процесс, который может быть описан в биологических или физических категориях. Слышание напрямую связано с пониманием. Даже в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда нас не слышат, а наши слова, мысли, которые мы хотим донести, не услышаны. Не услышаны, в смысле не понятны и не приняты. Мы в таких случаях говорим «я не был услышан».
У апостола Павла есть такие слова: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Значит, чтобы уверовать надо услышать проповедь Евангелия, а сама проповедь берет свое начало и основание в Божественном Откровении — Слове Божьем. Каждый из нас уверовал в Господа, потому что когда-то услышал благовествование. Однако, в приложении к сегодняшней притче, братья и сёстры, слова эти еще и напоминание нам, что слово Божие, даже услышанное и принятое верою, тем не менее требует благодатной почвы — нашего стойкого желания принять Иисуса Христа и жить согласно Его учению. Запомним же слова преп. Иоанн Кассиана: «Царство Небесное наследуют не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но неукротимые ревнители». Станем же ревностными исполнителями слова Божьего, а не только слушателями (ср Иак. 1:22), чтобы оно принесло в нас плод, угодный Богу нашему, Которому слава честь и поклонение во веки веков! Аминь!
1532