Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в день праздника Сретения Господня

15.02.2021

Почати

15.02.2021 - 23:30

Кінець

15.02.2021 - 23:30

Категорії

Публікації

 

Проповедь в день Сретения Господня

в Свято-Воскресенском (Афганском) храме г. Киева

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братия и сестры! Праздник Сретения Господня – это праздник, который имеет отношение к двум Заветам: Ветхому и Новому. Потому что Сретение как раз и есть днем встречи этих Заветов — это конец Ветхого Завета и начало Завета Нового.

 

В событии Сретения Господня содержатся ответы на некоторые вопросы. Первый из них: что такое Ветхий Завет и почему от древнего богоизбранного народа требовалось его исполнение? Второй же вопрос вполне естественным образом вытекает из первого: почему Господь наш Иисус Христос, Воплотившийся Сын Божий, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, исполняет этот Закон?

 

Ответы на указанные вопросы для нас − православных христиан XXI века − не всегда кажутся очевидными, ведь мы вращаемся в орбите Нового Завета, а поэтому зачастую считаем, что все, относящееся к Завету Ветхому, не имеет к нам никакого отношения. Но это далеко не так. Важность и величие Нового Завета можно увидеть и оценить только сквозь призму Ветхого Завета. Ибо если не знать для чего приходит в этот мир Христос и от чего он нас спасает, то никогда не поймем и значимости Его Личности. Сам Христос в Евангелии говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

 

Ветхий Завет повествует, что некогда, на заре бытия этого мира, произошла вселенская катастрофа – грехопадение наших прародителей Адама и Евы, и эта катастрофа послужила причиной появления во Вселенной тления и смерти. И Сын Божий приходит именно с целью, чтобы освободить Свое творение от власти смерти. Ветхий Завет – это весть о падении человека. Но при этом, в самом Ветхом Завете человеку дается обетование о том, что человечество не навечно обречено на смерть, пройдет время и на землю придет Божественный Мессия-Христос, Который спасет человека. Именно по этой причине Ветхий Завет, в сравнении с Новым, имел временное значение и с пришествием Мессии утратил свою силу и значимость. О чем очень четко говорит святой апостол Павел: «До пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал. 3:23-25). Таким образом, на вопрос, очень часто поднимавшийся в первохристианской общине – стоит ли исполнять Закон тем, кто уже вступил в Новый Завет? – святые апостолы отвечали: нет, не нужно, ибо тот, кто под Благодатью, уже не может быть под Законом.

 

По сути, смысл Ветхого Завета заключался только в одном – в ожидании Мессии, и именно Его Личности, условиям и обстоятельствам Его пришествия были посвящены практически все пророчества Ветхого Завета. Новый Завет – это уже исполнение всех тех пророчеств, которыми жило ветхозаветное человечество. Представим себе такую ситуацию: когда мы ждем какого-нибудь важного гостя, то, естественно, все наши мысли будут сосредоточены только на этом. Но как только гость придет, ожидание становится уже бессмысленным. Точно так же обстоит дело и с Ветхим Заветом, он был необходим до времени пришествия Спасителя, но когда Мессия пришел, − Ветхий Завет утратил свою силу.

 

Православным христианам хорошо известны слова молитвы «Ныне отпущаеши», которая поется в храмах за каждым Всенощным бдением. Основу данной молитвы составили выражения, имеющие прямое отношение к сегодняшнему празднику. Это слова святого праведного Симеона Богоприимца, которые он произнес в момент встречи Богомладенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. По Преданию, святой старец ждал прихода Мессии почти 300 лет и как раз этим объясняются произнесенные им слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех людей». По замечанию святых отцов, эти глубоко содержательные слова старец Симеон произносит не только от своего лица, но и от лица всех представителей Ветхого Завета. Сейчас, когда умирает человек, согласно православному вероучению, его душа находится либо в предвкушении блаженства, либо же в предвкушении вечных мук. Но для Ветхого Завета понятия «вечного блаженства» не существовало. Все умершие в Ветхом Завете, несмотря на то, были они праведниками или грешниками, попадали в шеол – место, удаленное от Бога, и оттого лишенное какой-либо радости и блаженства. И приход Мессии – это не что иное, как избавление ветхозаветного человечества от смерти: отныне уже никто не попадет в шеол, но унаследует заслуженное своей земной жизнью.

 

Дорогие братья и сестры! Праздник Сретения – это праздник нашей свободы. Ведь только во Христе мы получаем подлинную свободу – свободу от греха и смерти, свободу быть чадами Божьими, а не чадами гнева, как говорит об этом святой апостол Павел (Еф. 2:3). И уже никто не сможет отнять у нас этой свободы. Эпоха Ветхого Завета закончилась практически 2000 лет назад. Сейчас эпоха Нового Завета. И от нас требуется только одно – принять Божественного Мессию-Христа как личного Спасителя в свою жизнь, дать Ему возможность очистить нас от грехов и сделать достойными Своего Вечного Царства жизни. В этот праздничный день мы должны отпустить все, что осталось от ветхой жизни – наши грехи, страсти и пороки, и наполнить свою жизнь добродетелью, верой и надеждой на Бога. И да поможет нам в этом Всемогущий Господь. Аминь!

 

213

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ