Почати
12.04.2023 - 23:30
Кінець
12.04.2023 - 23:30
Слово
ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Белогородского Сильвестра в Великую Среду
Великая Среда. Половина Страстной седмицы позади, но впереди дни невообразимого беззакония, страданий, предательства. День за днем происходит, по выражению о. Александра Шмемана, «нарастание Страстной». В богослужении Великой Среды завершаются самые узнаваемые признаки Великого Поста: земные поклоны, молитва прп. Ефрема Сирина, Литургия Преждеосвященных Даров.
Ветхозаветные тексты этого дня — паремии сосредоточены на образе праведного Иова Многострадального. Удивительная история, всегда поражающая своей, казалось бы, бессмысленностью, несправедливостью. Книга Иова — своеобразный неподъемный камень для любой рациональной теодицеи. Уже друзья Иова, строящие свои речи на причинно-следственных отношениях, страдают откровенной казуистикой, всезнайством, и даже, хотя и неявно, маловерием. Чтение паремий из книги Иова во время Страстной Седмицы установлены, потому что история Иова и его страданий рассматривается как прообраз Страданий Христа.
Три Евангельских чтения этого дня — совещание синедриона, как избавиться от Господа Иисуса (Мф. 26:3-5; Мк. 14:1-2; Лк. 22:1-2); помазание Спасителя миром в доме Симона прокаженного (Мф. 26:6-13, Мк. 14:3-9) и предательство Иуды Искариотского (Мф. 26:14-16, Мк. 14:10-11, Лк. 22:3-6).
Евангелие не раз передает, что фарисеи и старейшины мечтали погубить Господа. Однако не могли найти или достаточных оснований, или боялись при народе попытаться схватить Его и причинить Ему хоть какой-то вред. Соответственно, они искали возможность арестовать Христа в такой ситуации, когда рядом с Ним будет мало людей.
Помазание Христа миром некой женщиной в доме Симона Прокаженного. У Евангелистов несколько раз рассказывается о помазании Господа миром. Это вносит некую путаницу при выстраивании последовательности событий евангельской истории. Евфимий Зигабен в своем толковании предлагает различать три помазывания миром, совершенных разными женщинами: первый раз описан Евангелистом Лукой (Лк. 7:37), второй раз — помазывание совершено Марией сестрой Лазаря Четверодневного (Ин. 12.3). И третий раз — некой женщиной в доме Симона прокаженного (этот случай описывают евангелисты Матфей и Марк). Именно это третье помазывание, совершенное в доме Симона прокаженного (очевидно человека, который когда-то страдал проказой), является самым известным. Богослужебные тексты Великой Среды вспоминают эту историю и говорят о женщине, помазавшей Господа как о кающейся блуднице. После совершения помазывания женщина разбивает алавастровый сосуд, в котором принесла драгоценное миро. Сам по себе этот жест означает, что сосуд был употреблен для исключительного случая и не подразумевает повторного использования, потому и разбивается. Вспоминается строчка из Бориса Пастернака, обыгравшего разбивание сосуда и «разбивание» предыдущей греховной жизни этой женщины: «Я жизнь свою, дойдя до края, Как алавастровый сосуд, Перед тобою разбиваю»…
Ученики стали роптать, зная сколько стоит то драгоценное миро, которое женщина вылила на Христа. Господь же запретил им, сказав, что она приготавливает Его к погребению. Общеизвестно, что в иудейской традиции тело умершего умащали благовонными маслами перед погребением. Свт. Феофан Затворник, толкуя этот поступок кающейся блудницы, пишет, что через возливание благовонного масла совершилось «заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше». Действительно, с этого момента события, приведшие к распятию, начинают пролетать молниеносно.
Очевидно, что история с миропомазанием в доме Симона прокаженного как-то по-особому была воспринята учениками, а в особенности Иудой Искариотским. И евангелист Матфей, и евангелист Марк описывают предательство Иуды как совершенное сразу после помазывания Христа. Нет никакого перехода, или посредствующего действия между этими двумя событиями (ср. Мф. 26.14 и Мк.14.10). С уверенностью можно сказать, что в момент помазывания Христа и Его слов о грядущем погребении, Иуда в полной мере вдруг осознал, что не будет торжественного воцарения и славы, власти и почестей, которые Иуда ожидал получить от Мессии все эти годы странствий со своим Учителем. В мгновение такого прозрения в нем моментально рождается решимость отомстить, погубить, уничтожить Господа Иисуса Христа. Иуда, зная, что враги Спасителя ищут удобное время и случай для Его ареста, решает предложить им свои услуги: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им» (Мк.14.10).
Евангелист Лука пишет, что в Иуду вошел сатана (Лк. 22:3) и тогда он предает Господа. Однако, такую фразу не следует понимать, что Иуда стал просто безропотным орудием дьявольского действия и сатана завладел им, и действовал через него, при этом сам Иуда был чуть ли не в бессознательном состоянии или под бесовским гипнозом. Эта фраза евангелиста должна пониматься в том смысле, что злоба, ненависть, жадность настолько поразили Иуду, что он как бы распахивает свою душу перед сатаной и сам хочет стать причиной погибели Господа.
Святители Иоанн Златоуст и Лев Великий, а также многие иные отцы указывают сребролюбие как основную страсть Иуды, ради которой он совершает величайшее преступление. И все же есть один момент, который заставляет увидеть всю глубину падения Иуды не только через сребролюбие. Иуда имеет ненависть. Такую ненависть, которую может иметь только тот, кто любил, и утратил любовь. Кто верил, и утратил веру. В этом смысле сопоставимы Иуда и сатана, завладевший им. Отпавший ученик, возненавидевший своего Учителя, и отпавший ангел, возненавидевший своего Творца. Оба они соединяются, сплетаются в своей ненависти к Богу. Иуда, если бы был просто сребролюбец, мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси, по-тихому. Ведь воры, преступники предпочитают не светиться. Но нет… Иуда хочет показать, своему Наставнику, что именно он, Его апостол, и есть предавший Его. Иуда хочет и раскрывает себя как предателя. Ответ, поясняющий такое поведение Иуды, нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать Иисуса врагам.
Кающаяся блудница, помазавшая Христа, и Его апостол Иуда. Два человека. Господь, говорит про женщину, что память о ее поступке не исчезнет и будет всегда там, где проповедуется Евангелие. А об ученике Он скажет, как о сыне погибели (Ин. 17:12), которому лучше было не родиться (Мф. 26:24). Как же так? Почему так? Всем нам известно выражение, что человек — мера всех вещей. Но Христос — мера всех людей! Потому что только Он один есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), Он на «падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).
В эти оставшиеся дни Страстной седмицы, мы, дорогие братья и сестры, должны «быть не из колеблющихся на погибель, но стоять в вере к спасению души» (Евр.10:39).
