«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». Слово епископа Сильвестра (Стойчева) в первый день Великого поста

07.03.2022

Почати

07.03.2022 - 23:30

Кінець

07.03.2022 - 23:30

Категорії

Публікації

 

СЛОВО

ректора Киевской духовной академии и семинарии

епископа Белогородского Сильвестра

после чтения первой части Великого покаянного канона

преподобного Андрея Критского

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодня Православная Церковь вступила на поприще Великого Поста, к которому нас призвал Иисус Христос. Однако все мы понимаем, что нас ждут испытания и искушения. В Священном Писании Нового Завета, Господь несколько раз обращается к теме поста, но только один раз Он указывает на главное его условие. Господь говорит Своим ученикам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16), но будьте такими, чтобы лице ваше выглядело естественно. Это очень важные строки, которые показывают, что Господь из всех назиданий, которые Он мог дать постящимся, не зря говорит именно о лицемерии. Лицемерие очень тяжелое препятствие в жизни православных христиан, особенно когда мы соблюдаем пост. В другом месте Господь предупреждает: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6), т.е. берегитесь закваски лицемерия.

 

Лицемерие — синоним неискренности, желания казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Это глубоко духовная болезнь, которая является признаком отсутствия нормальной духовной жизни. Лицемер всегда хочет казаться духовным человеком, чтобы на него обратили внимание. Иногда лицемерие доходит до невероятных размеров. Византийские авторы Х-ХІІ веков писали, что в их обществе, которое формально оставалось долгий период православным, на каком-то этапе исчезло настоящее внутреннее благочестие — его практически не было. Но те законы, по которым жила Византийская империя, предполагали соблюдение православного образа жизни, что, по сути, заставляло людей казаться православными. Их современники доходили до того, что, не желая поститься, они пользовались косметическими средствами, чтобы выглядеть бледными от поста. А некоторые накладывали себе на руках и ногах синяки, как бы от частых коленопреклонений.

 

Но самая большая беда лицемера даже не в притворстве. Просто лицемер сам верит в свой кажущийся подвиг. Этот самообман в православной традиции принято называть — прелестью. Лицемер — это человек, который начал со лжи, но сам в нее и поверил. Это кажется трудным допустить, но, если обратиться к опыту повседневной жизни, очень часто люди придумывают какую-нибудь ложь и постепенно в нее начинают верить. Лицемера всегда можно отличить по одной черте, которая нам известна еще из Священного Писания. Лицемер всегда осуждает. Господь наш Иисус Христос, как мы видим, никогда не осуждал грешников, которые к нему приходили. Всегда говорил, что прощает им грехи. Лицемеры же, фарисеи, саддукеи и книжники всегда исходили из осуждения. И даже если смотреть из глубины веков вплоть до нашего времени — праведники никогда не осуждали. Праведники могут обличить, могут наставить, но никогда не осудить. К какому бы житию святого мы не обратились, будь то известные подвижники благочестия в средневековье или в ХІХ веке, всегда увидим, что основная их задача — помочь человеку выйти из греха, поддержать его, но не осудить. Поэтому осуждение и есть «визитная карточка» лицемера. Если человек кого-то осуждает, значит он непременно стал на путь лицемерия. Он может не признаваться себе в этом, искать аргументы, чтобы убедить себя в обратном, но это не так.

 

И вторая черта, которая отличает лицемера, — это жажда похвалы. Настоящие подвижники, если их начинали хвалить, всегда смущались и уходили от этого. Даже приходилось менять место своего проживания из одного монастыря на другой, если он становился центром внимания и объектом похвалы. Хотя, как известно, монах при постриге дает обещание до конца дней пребывать в том монастыре, где он принял постриг. Признак истинного благочестия — кротость и уклонение от того, чтобы принять почитание. Признак лицемера всегда другой — осуждение и желание похвалы. Такой человек не далек от того, чтобы от почитания со стороны перейти к самовосхвалению. Прп. Иоанн Лествичник о связи тщеславия и гордыни в своем слове «О многообразии тщеславия» говорит, что тщеславие и гордость похожи как отрок и взрослый человек. Кто победил тщеславие тот победил и гордыню, потому что не дал разрастись ему.

 

Господь говорит Своим последователям: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6, 17). Не нужно принимать вид постящегося, а стоит вести себя естественно. Наше посещение храма, наше пощение, должно проходить в условиях того, что мы воспринимаем это как естественный процесс. И даже если наше лицо побледнеет или похудеет за время Великого поста, то только потому, что это естественно для организма, а не потому, что мы стремились показать всем результат нашего подвига.

 

У лицемерия много лиц и наше новое время дало новые его формы. Оно показало лицемеров, которые, наоборот, пренебрегают постом. По их мнению, пост — это изжившая себя традиция и предрассудок. Насмешка над постом и демонстрация того, что человек не постится — это тоже форма лицемерия, потому что он хочет показаться умнее, благородней и нравственней, чем есть на самом деле.

 

В Священном Писании Ветхого Завета есть такой замечательный рассказ, главные герой которого Иосиф Прекрасный. Он попал в Египетское рабство, но вскоре достиг высокого положения при дворе одного чиновника. Но супруга этого чиновника возжелала к Иосифу страстью и хотела совершить с ним блудодеяние. Однажды «она схватила его за одежду и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» (Быт. 39, 12). Он отказался, за что она оклеветала его, и он попал в темницу. Святой преподобный Максим Исповедник, толкуя эту историю, описывает образ, где душа, которая всегда хочет внешнего, подобна блудной жене чиновника. Но в конечном итоге, то, чего она желает, от нее убегает, а в ее руках остается только внешняя одежда. Так вот лицемер в итоге останется только с пустой внешней формой. Сам будучи пуст, грешен, он и останется исполненный всякой мерзости и духовным блудником.

 

В этот первый день Великого Поста, слушая великий покаянный канон прп. Андрея Критского, вспомним дорогие отцы, братия и сестры, что первое наставление, которое дано нам в Евангелии относительно праведного поста, — это не быть лицемером. И пусть Господь и наши близкие помогут нам избегать этого величайшего искушения, дабы не услышали мы те ужасные обличающие слова, которые Господь говорит по отношению к лицемерам. Мы же с вами, дай Бог, избежав этого, достигнем очищения телесного и душевного, чтобы в чистоте тела и духа встретить воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Ему же Слава, Честь и Поклонение во веки веков. Аминь!

 

«Коли постите, не будьте сумні, як лицеміри». Слово ректора КДАіС у перший день Великого посту

 

1533

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ