Почати
08.03.2022 - 23:30
Кінець
08.03.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
СЛОВО
ректора Киевской духовной академии и семинарии
епископа Белогородского Сильвестра
после чтения второй части Великого покаянного канона
преподобного Андрея Критского
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы прочитали вторую часть покаянного канона прп. Андрея Критского. Автор приводит потрясающее по своему величию описание истории рода человеческого от основания мира вплоть до новозаветных времен. Количество грешников, людей, впавших в различные страсти и грехи, упоминающихся в этом каноне, может поразить наше воображение. Увы, на самом деле история рода человеческого — это история грехопадений, а не история праведности. И как бы Господь не направлял нас, люди всегда стремились в ту сторону, где больше сласти, удовольствия, греха. По мысли прп. Андрея, на каждый совершенный грех обязательно найдутся подражатели. Он как бы говорит, что наша душа подражает не праведникам Ветхого и Нового Завета, а беззаконным деяниям грешных людей.
Во время поприща Великого поста на многом нужно сосредоточить свое внимание. Но особенно хотелось бы сегодня поговорить о грехопадении наших прародителей Адама и Евы и о кожаных ризах, которыми были они наказаны, и которыми мы обладаем. Под кожаными ризами следует понимать грубость чувств и ощущений, которая появилась вследствие грехопадения. Мы можем лишь догадываться, как чувствовали Адам и Ева в раю, но нам точно ясно, что их ощущения отличались от наших. Мы обладаем уже кожаными ризами, которые не дают нам в полной мере ни познать красоту мира, ни чувствовать величия сотворённого Богом мира, ни чувствовать присутствия Бога в мире, потому что грех мешает этому.
Цель поста в том, чтобы ослабить эти кожаные ризы, сделать их не такими громоздкими и позволить нам хотя бы отчасти обновить наши чувства. Вокруг нас много возможностей удовлетворения наших чувств: вкуса, запаха, зрения, жажды развлечений, авантюр и т.д. Но каждый раз, когда мы себя не сдерживаем — наши чувства не развиваются, а притупляются. Например, если в парфюмерном магазине покупатель понюхает большое количество духов, то на четвертом или пятом аромате все запахи станут более-менее одинаковыми, он не сможет различать их. Конечно, есть люди с уникальным обонянием. Но большинство потеряет его. Представим человека, который хочет попробовать какой-нибудь продукт. Сначала он поймет вкус одного или двух продуктов, но если их количество перейдет за 5 или 7, то это уже будет просто сытная пища. Он даже не сможет толком отличать вкусовые качества каждого продукта или блюда.
Эта аналогия позволяет нам понять, насколько быстро притупляются наши чувства, когда мы не даем им возможности отдохнуть. Мы перестаем ценить самое главное, что нам дается в красоте мира. Нет другого пути для обновления чувств, как отказаться от их удовлетворения на какой-то период. Только таким образом чувства ощущаются и обновляются. Тот, кто постится, знает, как по-особенному ощущается пища после поста, ее вкус кажется удивительным и уникальным. Но это касается не только гастрономических чувств, но и всех остальных. Если мы уклоняемся от гнева, никого не обижаем, то конечно же мы должны так поступать каждый день на протяжении всей жизни. Но мы люди слабые и должны поставить себе задачу хотя бы этот небольшой отрезок времени прожить, очищая свои чувства. И вот, если мы удерживаем гнев, уклоняемся от других наших страстей, которые нами руководят, мы в конечном итоге попадаем в состояние определенного рода безмолвия и тишины. Прп. Иоанн Лествичник в известном произведении «Лествица» говорит, что стремление подвижника заключается в успокоении чувств. В этом безмятежии человек способен различать то, чего доселе не мог.
Представим себе, что человека будут постоянно окружать какие-то звуки. Например, кто-то живёт в месте, где рядом проезжая часть и с раннего утра до позднего вечера там будет слышен шум машин. Он может к нему привыкнуть. Но так или иначе этот шум будет мешать ему по-настоящему различить тонкие звуки. Поэтому, если человека поместить в состояние безмолвия, где будет абсолютная тишина, то он начнет различать самые разные звуки, которые до этого были ему недоступны. Этот образ помогает понять мысли прп. Иоанна Лествичника. Когда наши чувства во время подвига успокаиваются, они позволяют нам различать то, что было неразличимо.
Сегодня в каноне употреблялось слово «трезвение». Трезвение — это и есть держание своих чувств в состоянии постоянного обновления, что позволяет подвижнику, и тому, кто пройдёт поприще Великого поста, — слышать и видеть по-другому. Мы все должны стремиться к тому, что дает нам навык различения полезного и вредного. Вокруг нас, дорогие отцы, братия и сестры, очень много вещей нехороших. И мы часто не способны отличить одно от другого в общем потоке информации. Но как только мы удалимся, то сможем посмотреть на все как бы со стороны и различить, что есть доброе, а что злое, где гниль, а где свежесть. Это и достигается путем поста: обновление духовного навыка, позволяющего нам, по слову апостола Павла, различать духов (см. 1 Кор. 12, 10). Здесь говорится не только об ангелах и бесах, но и о всяком явлении, имеющем под собой духовную основу.
Мы часто не знаем, что скрывается под наивной маской зла. Даже такое великое чувство как любовь, о котором мы все говорим, и которое является основой христианской жизни, может быть изуродовано нашим отсутствием навыка различения. Вспомним опять Адама и Еву. Если внимательно рассмотреть их грехопадение, то увидим, что Адам предпочел послушать больше Еву, чем своего Творца. Можно даже сказать, что он выбрал любовь к Еве, чем любовь ко Творцу. Любовь к человеку заповедана Богом, но, если мы любим только человека, или больше человека, чем Бога, в конечном итоге, мы можем прийти к самым ужасным вещам. Вспомним, сколько злых дел совершалось в мире, якобы из-за любви, но часто неуместной и навязчивой.
Если мы любим Бога, то способны правильно любить человека. Любовь только тогда благородна, когда способна по-настоящему любить Бога. Если мы не любим Бога, то мы теряем навык любви. Любая страсть воспринимается нами как любовь, — но это подделка. Мы принимаем страсть за любовь, потому что мы утратили различение из-за отсутствия обновленности чувств. Обновление чувств позволяет нам видеть отношение людей из нашего окружения: кто льстец, а кто правдивый человек. И вообще часто мы выбираем что-то не по каким-то определенным позитивным качествам, а потому что это льстит слуху, глазам и всем другим чувствам. И впускаем в свою жизнь не хороших людей, а с дурными помыслами.
В Евангелии есть замечательные слова: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Если мы обновим свои чувства, значит все чисто будет у нас: и тело наше, и помыслы, и ум. Пожелаем же тем людям, которые не постятся, всячески пренебрегают и смеются над постом, чтобы они поняли красоту Великого поста, смысл его песнопений. Пост — это мать целомудрия, т.е. целостности человека. А кто первый год или десятилетия уже идет по поприщу поста — будем идти достойно и ежедневно с тем, чтобы обновились наши чувства, и мы смогли увидеть красоту мира, такими глазами, какими видели его святые — в пасхальной радости Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!
«Історія роду людського — це історія гріхопадінь, а не історія праведності»
Слово ректора Київської духовної академії і семінарії єпископа Білогородського Сильвестра після читання другої частини Великого покаянного канону преподобного Андрія Критського
910