Почати
09.03.2022 - 23:30
Кінець
09.03.2022 - 23:30
Категорії
Публікації
СЛОВО
ректора Киевской духовной академии и семинарии
епископа Белогородского Сильвестра
после чтения третьей части Великого покаянного канона
преподобного Андрея Критского
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Вот уже третий день подряд, дорогие отцы, братия и сестры, мы слушаем Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. В этом каноне, который читается в первые дни Великого поста, нам предоставляется постоянное напоминание о том, как мы должны жить, чтобы совершать наш подвиг христианина. Мы слышали в этом каноне и о посте, и о необходимости молитвы, и о добродетели. Но хотелось бы обратить внимание на еще одно очень важное упоминание. В этом каноне не раз говорится о смерти. Не просто о смерти, как об умирании. Все мы люди умираем и все, что существует, тоже умирает. Каждое живое существо вокруг нас — смертное. Но не о такой смерти говорится в каноне. Наверное, самая известная его часть — кондак «Душе моя, душе моя», также говорит о смерти. Но не просто о смерти, а о так называемой памяти смертной. О понятии, прочно вошедшем в духовную православную литературу.
Прп. Иоанн Лествичник считает, что память смертная — это добродетель. И каждый, кто из благочестивого побуждения будет читать его произведение «Лествица», увидит, что памяти смертной посвящено целое отдельное слово. «Лествица» прп. Иоанна — это не просто перечисление добродетелей, а путь восхождения от низшей к высшей добродетели, от самой маленькой к самой высочайшей ступени — любви. Прп. Иоанн называет память смертную не просто добродетелью, но одновременно путем к другим добродетелям.
Для человека мирского, не религиозного, память о смерти может показаться безумием, потому что смерти боятся все. Само слово «смерть» внушает человеку ужас, страх и отвращение. Но в православной традиции она именуется добродетелью в том смысле, что благодаря ей мы начинаем жить по-настоящему. Каждый день, когда мы утром встаем, а ночью ложимся, мы не думаем о смерти. Так уж устроен человек, что он может думать о всем на свете, кроме того, что он не вечное существо, что он может умереть неожиданно. Необходимо помнить о смерти каждый день, потому что когда поселится в нашем уме это памятование, тогда мы по-другому начнем смотреть на наши дела, поступки и решения. Представим себе ситуацию: если бы мы знали, что каждый день реально может быть последним. Разве мы не отказались бы от многих наших страстей? Не простили бы наших обидчиков? Не стали бы делать добрые дела, которые откладывали? Разве мы не пошли бы примирятся с родственниками, которых мы обидели и которые обидели нас? Большинство людей, даже мало верующих и неверующих, так бы поступили! Поэтому на вопрос: как лучше жить? Нужно отвечать: нужно жить так, как будто живешь последний день. Таков ответ святоотеческого наследия. Это и есть память смертная.
На самом деле память смертная как добродетель глубже, чем многим кажется. Давайте обратим свой умственный взор к самому началу творения мира и к нашим прародителям. Ведь им тоже была дана заповедь памяти смертной: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Нарушение этой памяти смертной и стало причиной грехопадения. Помня, что они могут быть наказаны смертью, которую они еще не знали, они должны были в трепете и благоговении не нарушить заповеди Божьи. Но когда забыли они о заповеди, то нарушили повеление Господне. Первый грех был совершен, наши прародители забыли заповедь о памяти смертной. И каждый наш грех совершается нами потому, что мы забыли о памяти смертной.
Прп. Иоанн Лествичник спрашивает: «Почему Господь не открывает, кроме великих святых, день, когда Он их призовет? Почему Господь не открывает, нам людям, когда мы умрем? Почему не говорит, что умрете через 10 или 20 лет»? И отвечая, он говорит, что люди и так забывают о смерти. А если бы знали, то всю жизнь до последнего дня посвятили бы греху, потому что знали бы, что есть время для отсрочки. Увы, такова природа павшего человека, — всегда найти силы, время и возможности для греха, и, увы, никогда для того, чтобы совершить доброе дело.
О памяти смертной в Писании сказано не раз. Вспомним, к примеру, притчу о десяти девах. Ведь, по сути, девы уснули и забыли, что должен прийти Жених, т.е. забыли о памяти смертной. Смерть — это конец всех наших дел, это суд над нашими делами. И апостол Павел в своем послании говорит: «Посему надлежит человеку даже умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Но как научиться держать эту память смертную у себя в голове? Прп. Силуан Афонский, живший относительно недавно и практически являющийся нашим современником, дает такую рекомендацию: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Кому-то эти слова могут показаться страшными и непонятными. Мы все боимся и смерти, и ада. Что значит: «Держи ум свой во аде»? Это значит, что, когда человек хочет согрешить, он должен помнить, что существует ад. Ад существует не потому, что есть злой Бог, как говорят некоторые. Ад существует потому, что, увы, существуют люди, которые достойны его. И это ужасная правда, с которой мы должны смириться. Человек должен свои мысли держать в аду, помнить, что ад существует. «Но не отчаивайся», — продолжает прп. Силуан. Святой не говорит только «держи ум свой во аде», потому что только от этих мыслей можно прийти в отчаяние и уныние. Верующие же не должны отчаиваться, потому что у них есть Спаситель Господь наш Иисус Христос.
Каждый раз, когда к Господу обращались и мытари, и грешники, и блудницы, они были полностью обновлены и прощены. Их покаяние Христос засчитывал как величайшую добродетель. Уже сегодня вспоминалось и еще будет вспоминаться отдельным днем прп. Мария Египетская, как образ той, которая не помнила ни смерти, ни ада и грешила, но, когда вспомнила о смерти и о аде, достигла величайшего и удивительнейшего покаяния, которое сейчас вспоминают и знают все, кто исповедует имя Христово.
Эти покаянные дни, дорогие братия и сестры, постоянно напоминают нам о нашем призвании, вселяют в нас память смертную, а главное, позволяют нам самим не отчаиваться при видении своих грехов. Мы имеем упование на Господа нашего Иисуса Христа, на Его Пречистую Матерь и на ходатайство тех святых, которых мы с вами почитаем. И пусть через их молитвы и их ходатайство в День Судный мы будем с Господом Иисусом Христом не во аде, где мучения, а в Раю, где слава и прославление Господа нашего во веки веков. Аминь!
«Про пам’ять смертну — поняття, яке міцно увійшло до православної духовної літератури»
Слово ректора Київської духовної академії і семінарії єпископа Білогородського Сильвестра після читання третьої частини Великого покаянного канону преподобного Андрія Критського
1135