Почати
18.03.2021 - 23:30
Кінець
18.03.2021 - 23:30
Категорії
Публікації
СЛОВО
епископа Сильвестра (Стойчева)
после чтения четвертой части Великого покаянного канона
преподобного Андрея Критского
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В эту первую неделю Великого поста, дорогие отцы, братья и сестры, прозвучала завершающая часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Красной нитью через весь канон звучит призыв к покаянию. Преподобный Иоанн Лествичник в своем известном произведении «Лествица» дает определение этому слову: «Покаяние — это завет с Богом об исправлении жизни». Само слово «покаяние» обозначает исправление ума. Но в чем собственно человек должен покаяться? Наверно, многим приходилось общаться с людьми нецерковными или же малоцерковными, которые могли задавать такой вопрос. Этот вопрос очень важен в своем ответе. Задавая такой вопрос, человек изначально предполагает, что он не понимает, в чем ему каяться. И для того, чтобы покаяться, ему нужно увидеть себя со стороны. Мы все помним притчу Господа о блудном сыне, которая прочитывается за богослужением в одну из подготовительных недель к Великому посту. Когда сын, уже будучи в земле далекой, заскучал за своим отцом, то, как говорит Христос, «пришёл в себя» (Лк. 15, 17) и понял, что ничего не достиг и все растерял. Оказался гол, наг — хуже рабов и хуже тех, кто живет как слуга в каком-нибудь доме. Он даже питается тем, чем питаются животные. И вот это «прийти в себя», задаться вопросом —какой я есть человек, посмотреть на себя со стороны — это и есть важная часть покаяния. И не может быть никакого настоящего покаяния, если человек не сможет ответить на этот вопрос правильно, правдиво.
Большинство людей, так уж повелось, вследствие многих факторов, всегда видят себя со стороны лучше, чем это есть на самом деле. Свои недостатки, как правило, не считают глобальными и, в конечном итоге, все равно считают себя добрыми и хорошими. Но если столько хороших людей, то почему кругом столько зла? Почему именно люди являются источником греха, злобы, ненависти, войны, уничижения и отсутствия доброты? Зло не прилетает к нам с Марса или Луны. Зло не прорастает к нам из глубин земли. Зло приходит от людей. И пока мы не признаемся сами себе, какие мы есть на самом деле, — не будет никакого покаяния. А значит — не будет исправления жизни. А не будет исправления жизни — не будет добра, праведности и тем более святости.
Человек видит себя добрым и хорошим, и свои страсти он, как правило, всегда преуменьшает. Но есть ли тот, кто может посмотреть на нас со стороны и сказать нам о наших недостатках? Зачастую, это наши близкие и друзья, которые иногда тоже пытаются нам что-то сказать, но они, как правило, такие же грешники, как и мы. Мы можем сказать, что лучше, чем, к примеру, наш сосед, поскольку не грешим как он. Но это никак не значит, что мы в принципе лучше, потому что преступление одной заповеди — это все равно преступление. Если кто-то преступает закон в чем-то другом — это не значит, что он не преступник. Апостол Павел пишет, что в нашем теле есть закон греха, который делает нам своим узником (Рим. 7, 23). Но есть Тот, Кто видит нас со стороны лучше всех. Кто является нашим Творцом и Спасителем — Господь наш Иисус Христос.
В Священном Писании много сказано о том, что Господь пришёл для искупления людей по Своей любви. И сам способ, которым Он пришёл нас спасти — через смерть Крестную, показывает всю сущность людей. Если бы люди были такими добрыми, то Господу не потребовалось бы такого уничижения и страданий, чтобы нас призвать. Достаточно было бы проповеди. Но только в страдании Господь нам показал всю Свою любовь и всё желание спасти нас. Господь нас видит двояко. В первый день чтения канона в одной из его песен есть такой тропарь: «Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя». Эти слова показывают, что человеческая греховная природа настолько огрубела, что пророки, весь закон и Евангелие устали призывать нас к покаянию. Мы стали настолько черствы, что даже (вдумаемся в эти слова) Евангелие бездействует и пророки обессилены. Поэтому, с одной стороны, Господь видит нас грешными, а с другой, — видит нас как маленькую овечку. В сегодняшнем каноне и вообще в Священном Писании не раз приводится притча, где Господь в образе пастыря, а мы в образе потерянной овечки. Господь видит, что мы заблудились, и Он готов идти, спускаться за ней и искать ее, потому что Господь любит Свое творение.
Часто обличители Церкви, и их было всегда много, а в наше время — еще больше, любят говорить: «Ну, христиане! Господи помилуй! Вы две тысячи лет ждете Христа. У вас написано «ей гряди Господи Иисусе» и также сказано не раз в Писании и у апостола Павла, что вы ожидаете Христа грядущего во славе. Вот вы как ждали две тысячи лет, так и дальше ждете». В этой иронии заключается непонимание отношений Христа к нам грешным. Это не мы ждем Христа две тысячи лет, это Христос ждет нас две тысячи лет. Видя, что Евангелие изнемогает, а пороки обессиливают, Он все равно ждет, потому что Он любит нас.
Как нам пойти на встречу нашему Богу, нашему пастырю? Как услышать Его глас? Это, наверное, самое сложное, что может быть для любого человека. Мы можем говорить, что существуют разные способы, например, удалиться от мирской жизни, перестать общаться з грешниками и т.п. Но суть греха в человеке, а от себя, как мы знаем, не убежишь. Апостол Иаков так и пишет, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14). Нельзя убежать от себя, от своих страстей, и, если человек хочет грешить, он все равно найдет способ и возможность. Уж на что, а на это у человека всегда хватало фантазии. Изменить себя крайне сложно — это величайшее чудо, которое может случиться с человеком. Господь дает нам все шансы на это. Но мы должны понимать, что это всегда очень тяжелый труд, и Великий пост — это напоминание нам, что нужно меняться. Мы всегда хотим всего и сразу: хотим сразу избавиться от грехов, достичь совершенства в добродетелях, но такого не бывает! Потом бывает уныние, разочарование и даже отчаяние, если человек не достигает желаемого в короткие сроки. Но если мы поймем, что любая добродетель приобретается маленькими шагами, тогда сможем идти верным путем. Великий пост — этот великий путь ко Христу, пройденный маленькими шагами, потому и ценный, что христианин понимает всю силу греха. Пока человек не поймет, что изменить себя стоит тяжелейшего труда. Двигаться маленькими шагами и уметь смотреть на себя правильно — вот то основание на пути к преображению и спасению.
Мы с вами сейчас, дорогие отцы, братья и сестры, ходим в храм, где все располагает нас к покаянному образу жизни, размышлению о грехах, поиску Христа и пути к Нему. Но мир вокруг нас не меняется, и мы должны это учитывать. И когда мы выйдем из этого храма, то пойдем в мир полный страстей. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем послании пишет «не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, 15). Это не значит не любить мир вообще, как общество людей. Об этом не раз говорилось в разных святоотеческих и даже апостольских посланиях. Апостол Павел говорит, что «каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 20). Мы не можем уйти из мира, и это бессмысленно, потому что мир и его страсти живут в нас. Но мы не должны любить то, что любит этот мир, все эти пороки, которые овладели миром и являются его краеугольным камнем. Мир, построенный на тщеславии, гордыни, пренебрежении, поиске славы, является самим губительным для человеческой души. Но смысл нас самих, как церковных людей, — не менять радикально мир. Все, кто мечтали поменять радикально мир, стали тиранами или сошли с ума, потерпев полное поражение. Нужно изменить, прежде всего, себя, а окружающие нас также начнут меняться. Если мы сможем поменяться хотя бы чуть-чуть, мы сможем поменять тот быт, который вокруг нас, нашу семью, друзей, коллег по работе, людей с которыми мы встречаемся каждый день или проводим время. Воцерковление мира — это естественное и обязательное проявление нашего изменения. Если ми изменяемся, значит мы можем изменить или стремиться к тому, чтобы кто-то близкий нам поменялся и воцерковился. Если мы не меняемся и все время говорим, что вокруг меня никто не уверовал, не покаялся, никто не стал ходить в храмы и приступать к таинствам, не стал читать Евангелие, увы, означает только одно, — в нас самих не увидели изменения. Сила покаяния такая, что, если бы мы преображались, никто бы не смог устоять. Многие святые, подвижники даже закоренелых грешников за одну или две беседы обращали к покаянию, потому что в их словах была сила. Человек только тогда исполнит свое призвание, и станет настоящим христианином, когда будет идти путем покаяния.
Пусть в эти дни рассуждения о смысле нашей жизни, дорогие братья и сестры, Господь укрепит нас, внушит нам правильные мысли и правильные действия, поможет нам смотреть на себя со стороны верно и понимать всю суть каждого из нас в отдельности, как людей грешных и немощных. Пусть за время Великого поста у нас появится твердое желание и решение скинуть с себя этот нарост, эту греховный пласт и преобразиться в Господе нашем Иисусе Христе. Ему же слава во веки веков. Аминь!
2156