Слово епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

17.07.2021

Почати

17.07.2021 - 23:30

Кінець

17.07.2021 - 23:30

Категорії

Публікації

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Священное Писание не раз рассказывает о разнообразных чудесах, совершенных Иисусом Христом. Значительное количество чудес Господа связанно с исцелениями от физических болезней. Почему Христос, Который пришел для того, чтобы освободить людей о власти греха, так часто совершает чудеса, связанные именно с телесными, а не нравственными недугами?

 

Исцеление от телесных болезней указывает на то, что болезни есть результат существования греха. Нет, не имеется в виду, такой упрощенный взгляд, что каждая наша болезнь есть следствие конкретного нами сделанного греха. Или как говорят в народе, болезни по грехам. Такое мнение упрощает всю сложность и разнообразие причин болезней. В конечном итоге, это не соответствует Писанию и опыту Церкви. Вспомним Иова многострадального, который претерпел многие болезни будучи праведным, вспомним прп. Пимена Печерского Многоболезненного, прп. Амвросия Оптинского и многих других подвижников и подвижниц, которые как свидетельствуют их жизнеописания, страдали разными болезнями и при этом были людьми святыми.

 

И хотя есть разные причины болезней в каждом конкретном случае, но сам факт существования болезней есть результат существования греха и его последствий. Бог сотворил человека и духовно и физически здоровым, без всякого изъяна. После грехопадения прародителей Адама и Евы, грех проявляется во всех потомках первых людей (Рим. 5:12), во всем разнообразии форм как нравственных, так и физических заболеваний. Попросту говоря, если бы не было падения Адама и Евы — не было бы смерти и физических болезней. И с этой позиции любая болезнь является следствием наличия греха в природе человека. Христос как Спаситель исцеляет «всего человека» (Ин. 7:23), то есть подает исцеление как от физических, так и от душеных болезней. Вспомним слова молитвы перед Святым Причастием «во исцеление души и тела». Не просто души, сказано, но души и тела. Поэтому, поскольку болезни тоже результат существования греха, то Спаситель не только дает освобождения от грехов, но и исцеляет от физических недугов. А сами исцеления, совершенные Господом, свидетельствуют о приближении Царства Небесного (Мф .3:2), в котором «слепые прозревают, и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают нищие благовествуют» (Мф. 11:5).

 

Итак, прочтенный Евангельский отрывок рассказывает, как об исцелении своего слуги Христа просит сотник. Само наименование сотник указывает, что этот человек был военнослужащим и принадлежал к римскому сословию. Это очень важное упоминание, которое позволяет нам оценить характер этого сотника. Мы видим, что представитель Рима просит Спасителя совершить чудо. Эта просьба удивительна, потому что римляне к рабам относились без особого попечения, не говоря уже о случаях жестокого отношения. И если раб заболеет и умирает, то это считалось естественным. А в этом случае сотник не просто переживает за раба, но и приходит лично ко Христу. Должно понимать, что по тогдашним представлениям римский солдат, просящий что-то у еврея, — невероятное явление, ведь римляне относились к иудеям пренебрежительно. Но, видимо, сотник услышал, что есть Тот, Кто совершает чудеса и решил обратиться к Нему. Этим показывается совершенная доброта и смирение этого человека, не свойственная не только язычникам, но даже и тем, кто считал себя принадлежащим к богоизбранному народу.

 

Господь говорит сотнику, что придет к нему домой и исцелит слугу, но сотник и здесь своим ответом показывает совершенство своей веры: «Ибо я подвластный человек, но имею у себя в подчинении воинов, и говорю одному: «Пойди» и идет» (Мф. 8:9). Сотник лишь просит Господа сказать слово и произойдет исцеление (Мф. 8:8). В этом небольшом выражении показана величайшая вера сотника. Очень часто иудеи искали внешнего проявления чуда: прикосновения, знамений, но воин настолько доверяет Спасителю, что твердо верит — только одно Его слово может исцелить и действительно так происходит. Сам Христос свидетельствует о великой вере этого человека: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10).

 

Этот язычник и его вера во Христа и Его силу стали обличением для сомневающихся или неверующих иудеев.

 

Господь, исцелив слугу сотника, говорит очень важные слова, которые по своему значению выходят за пределы веры сотника и исцеления слуги: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). О чем здесь речь? Под пришедшими с востока и запада понимаются все народы. И то, что они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Царствие Божие будет открыто для всех народов, которые уверовали в Иисуса Христа, если они будут иметь сильную веру, упование и смирение подобные сотнику. Потому что он — сотник, по выражению блаженного Августина, «называя себя недостойным, обнаружил свое достоинство». Такое достоинство, продолжим мысль святого отца, которое позволят ему, по происхождению язычнику, стать участником пира Господнего. Под пиром Господним имеется в виду так называемый мессианский пир — общение Бога с праведниками — высшее блаженство доступное человеку. Пророк Исайя предсказывает наступления этого уготованного пира в Царстве Миссии (ср. Ис. 25:6).

 

В Священном Писании Ветхого Завета Господь, являясь, именует Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6) и этим указывается, что Он Тот же Бог, в Которого верили Авраам, Исаак и Иаков. И то, что люди со всего мира придут и возлягут в Царствии с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Тот Бог, Который вывел Моисея из Египта, Тот, Кто совершал чудеса, вел Израильский народ — станет Богом всех людей, которые уверуют в Иисуса Христа, с какой бы части мира они не были. А «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Это выражение напоминает нам о грядущем Страшном Суде. Под сынами царства подразумеваются иудеи, которые названы так, потому что изначально именно иудейскому народу был дан Завет и обетования, и Сам Мессия происходит из этого народа. Но за свою гордость, за самомнение, в результате которых они не смогли принять Мессии, пришедшего во смирении и кротости, они, сыны царства, становятся богоубийцами и низвергаются за пределы Царства Божия, в место, где нет славы Божией, где нет возможности лицезреть Господа и прославлять Его с другими праведниками. Образ тьмы внешней и скрежета зубов не раз встречается в Писании и означает то место и состояние, которое называется «ад».

 

Итак, прочтенное Евангелие учит нас, что есть два обязательных условия для наших отношений с Богом — это вера и смирение. Сотник показывает образ смиренной веры и за это не только получает просимое — исцеление больного слуги, но и обетование о вхождение в Царство Божие с верующими из всех народов.

 

Все мы, дорогие братья и сестры, можем являть смирение и веру сотника, а можем и уподобиться горделивым иудеям, возомнить себя, что мы сыны царства, что все знаем, все имеем, все понимаем. Может быть так и есть, но без простоты духовной, без смиренной веры мы — сына царства — можем быть выкинуты за пределы Царства Божия, вытолканы и выброшены, потому что внутреннее не готовы принять его, а наше сердце принадлежит и служит не Богу, а чему-то или кому-то иному. Мы можем и далее мыслить себя сынами и дочерями царства, на самом деле таковыми не быть. Пусть Господь Всемогущий и Всемилостивый избавит нас от лицемерия, от духовного самомнения. Будем же всеми силами подражать евангельскому сотнику в его вере и смирении и тогда, надеемся, наши молитвы и просьбы будут услышаны и исполнены Господом. Аминь!

 

Пресс-служба КДА

1994

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ