Епископ Сильвестр (Стойчев). Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице об исцелении Гадаринских бесноватых

24.07.2021

Почати

24.07.2021 - 23:30

Кінець

24.07.2021 - 23:30

Категорії

Публікації


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Одержимость – слово нам всем хорошо знакомое. Мы часто употребляем его для обозначения чрезмерной увлеченности. И в этом смысле практически все люди находятся в той или иной степени одержимости. Однако Священное Писание свидетельствует, что человек может быть одержим не только в смысле страстного увлечения чем-то или кем-то, но сам может находиться во власти и в плену другого существа – беса. И такое состояние, такая одержимость называется беснованием. В таком положении человек не владеет собой, не подчиняется себе, своим желаниям и чувствам. Святитель Иннокентий Херсонский говорит, что в бесноватом человеке все находится в разлаженном состоянии, как бы все составляющие человеческой природы – тело, ум, воля, чувство – хаотично направлены в разные стороны. И бесноватый одновременно становится безумным, ведь его ум словно отделен от души и тела, и весь человек подчинен бесовской силе. Само собой, бесноватый человек становится асоциальным, то есть не может в полной мере принадлежать к человеческому сообществу.

 

В Новом Завете неоднократно упоминаются бесноватые, которые получили исцеление от Господа Иисуса Христа. Само по себе это уже очень важное явление, ведь в ветхозаветной традиции считалось, что исцелить бесноватого практически невозможно, и Ветхий Завет не описывает ни одного случая исцеления бесноватых. И то, что Иисус Христос «духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему» (Мк. 1:27) служило к великому удивлению всех, и к свидетельству о Божественном достоинстве Господа.

 

Сегодняшнее евангельское чтение повествует об исцелении двух человек, которыми владели бесы, и эти люди были очень свирепы.  Их лютость проявлялась в том, что они нападали на проходящих мимо места их проживания: «Никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8:28) – говорит Писание. И когда Господь подошел к этому месту, бесноватые вышли из так называемых гробов. Иудейская традиция погребения предписывала, чтобы тело полагали в искусственно вырубленную или природную пещеру, грот, расщелину. То есть под гробом в данном случае подразумевается пещера, которую использовали как могилу. Вот в этой пещере, там, где находились останки умерших, и жили эти два бесноватых человека. 

 

Как только бесноватые увидели Господа, они возопили: «Что Тебе до нас Иисус Сын Божий» (Мф. 8:29). Святитель Иоанн Златоуст видит в этих словах дерзость бесов. Нечистые духи как бы говорят Господу: что Ты тут забыл? Эти два человека, которыми мы владеем, – наша территория, наше имущество. Страшные слова, показывающие не только наглость бесовскую, но и их уверенность во власти, в праве на обладание этими двумя несчастными людьми. Вдумаемся, какой же властью обладали нечистые духи над людьми до прихода в мир Спасителя? Откуда, спросим мы, у злых духов была такая власть над родом людским?

 

Наши прародители Адам и Ева, преступив заповедь, не просто согрешили, а попали в сеть дьявола, «который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:26). И это господство дьявола простирается на всех потомков первых людей, не потому что мы якобы несем вину за грех Адама, но потому что все люди, как говорит святитель Кирилл Александрийский «разделяют с ним его природу, подпадшую закону греха». То есть все потомки Адама и Евы рождаются уже с поврежденной природой. Той природой, которая удобопреклонна к деланию греха (Рим. 7:23). Нет человека, который бы не согрешил: «все под грехом…нет праведного ни одного» (Рим. 3:9-10). И каждый «кто делает грех, тот от дьявола» (1Иоан. 3:8) и как согрешивший лишается благодати: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23)Таким образом каждый человек, каждый потомок Адама и Евы имеет в себе эту заразу – греховную испорченность. И дьявол, увлекший в сети греха прародителей и сделавший их своими рабами («ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19), претендует на всех потомков прародителей, так как они рождаются в духовной неволе – рабами греха и смерти: «природа человеческая почти всецело отдалась ему, и все служат ему добровольно и намеренно», – говорит святитель Иоанн Златоуст. 

 

И только Сын Божий Спаситель наш Господь Иисус Христос на Кресте Своею «смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). И всем верующим в Него как Бога, Мессию и Спасителя дает освобождение от рабства дьяволу и дарует «власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). Именно потому дерзкие бесы, зная свою власть над потомками Адама, как бы заявляют свое право на обладание этими двумя людьми. Нечистые духи не просто говорят Господу Иисусу «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?», но продолжают «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Это указывает, что бесы не выносят присутствие Святого.  Присутствие Бога для них уже само по себе невыносимое мучение. Именно потому бесы готовы покинуть одержимых людей, и готовы уйти хоть куда – даже в стадо свиное.

 

Почему же бесы спрашивают у Христа разрешение войти в свиней, но не просили разрешение Божьего, чтобы войти в этих двух бесноватых? Мы не знаем почему именно кто-то становится бесноватым, а над кем-то бесы властвуют просто чрез увлечение страстными помыслами и подталкивание к совершению дурных поступков. Но можем предположить, что два этих человека когда-то в чем-то сильно согрешили и тем самым открыли, распахнули себя для власти демонов, и бесы с ликованием вошли в них.

 

Обратим внимание на то, что бесы просятся в свиное стадо: “пошли нас в стадо свиней” (Мф. 8:31). Почему бы им не просто выйти из бесноватых? Потому что демоны хотят обладать хотя бы каким-то творением Божьим, пусть даже бессловесными и нечистыми свиньями. Следует остановиться на наименовании свиней нечистыми животными согласно ветхозаветному закону. Святитель Фотий Великий поясняет, что наименование некоторых животных нечистыми не относятся к природе созданного, потому что Бог сотворил все «хорошо весьма» (Быт. 1:31), но применительно к человеческому употреблению. Таким образом, чистое и нечистое не характеризует природу созданного, но относится к сфере человеческого использования и получило определение исходя из некоторых обстоятельств и традиций древних евреев в качестве ограничительной меры.    

 

Святые отцы в этом вхождении бесов в свиней видят глубокое символическое указание. Ведь бесы – падшие ангелы, некогда жители небес, видевшие славу Божью, но отвернувшись от Бога, теперь достойны обитать в стаде свиней. После разрешения войти бесам в свиней, стадо свиное бросается с крутого берега в воду. Как же среагировали пастухи и жители этих городов, чьё занятие было выращивание свиней? Они не просят Господа войти в их города и совершить там чудеса, исцелив многих? Они не прославляют Бога за такую милость, они не радуются освобождению от уз дьявольских двух своих сограждан? Нет! Они просят Христа удалиться (Мф. 8:34). Просят Его уйти, потому что самое важное, самое дорогое для них – было стадо свиней. И они боятся, что Христос, может сотворить в их городах другие чудеса и при этом пострадают другие их стада свиней.

 

Разве эти жители городов и пастухи свиных стад не безумны? Разве далеко ушли они в своем состоянии от тех двух несчастных бесноватых, которых исцелил Господь? В безумной алчности своей они просят удалиться с их территории, Того, Которому принадлежит вся земля, весь мир. Что они скажут в судный день Господу? Почему не уверовали в Него? Почему не впустили в свой город, в свои дома, в свою жизнь? Потому что испугались за свое имущество? Испугались за привычный образ жизни? Но образ жизни их, восклицает блаженный Феофилакт Болгарский, подобен свинскому и там, говорит святой отец, «где свинская жизнь, там не Христос пребывает, а демоны».

 

Дорогие братья и сестры, этот евангельский рассказ нашел отображение в таинстве Крещения. В одной из запретительных молитв говорится: «Познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». Смысл молитвы в том, что демоны не имеют никакой власти, даже разрешение войти в стадо свиней они спрашивают у Христа. Тем более бесы не будут иметь никакой власти над тем, кто принимает крещение и получает благодать Божью. Но каждый из нас должен осознавать, что даже получив через Иисуса Христа избавление от власти дьявола и греха, никогда не должен расслабляться, потому что духовная война продолжается. И падшие духи ненавидят верующих и желают их погубить. Апостол Павел говорит: «наша брань не против крови и плоти… но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

 

Будем же стремиться сохранять и исполнить то спасительное учение, которое дал нам Господь. Построим свою жизнь на исполнении заповедей Его, в Нем найдем ежедневное укрепление и защиту. К Нему обратимся со словами молитвы, которую Он Сам нам даровал: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Пребудем же в постоянном духовном возрастании и познании Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь!

 

Пресс-служба КДА

 

2682

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ