Приветственное слово председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона

11.11.2021

Почати

11.11.2021 - 23:30

Кінець

11.11.2021 - 23:30

Категорії

Публікації


Приветствие организаторам и участникам

международной научно-практической конференции:

«Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения»,

Киев, 11 ноября 2021 г.

 

Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братия и сестры!

 

Сердечно приветствую всех собравшихся в стенах Киевской Духовной Академии для того, чтобы поразмышлять о значении 28-го правила Халкидонского Собора.

 

Это правило имеет прямое отношение к теме первенства Константинопольского Патриархата, ставшей яблоком раздора в мировом Православии.

 

Как известно, этот Патриархат начиная с середины XI века занимал в семье Поместных Православных Церквей первое по чести место. Оно было усвоено ему в силу исторических обстоятельств. На протяжении многих веков первой кафедрой христианского мира был Рим как столица империи. После того, как императором Константином на берегах Босфора была основана новая столица, на II Вселенском Соборе было принято постановление, уравнивавшее Новый Рим — Константинополь — как «град царя и синклита», с Римом ветхим. Благодаря этому решению, подтвержденному на Халкидонском соборе в его 28-м правиле, Константинополь занял второе после Рима место в диптихе Церквей. Когда же в 1054 году произошел разрыв общения между Константинополем и Римом, первенство в семье Восточных Православных Церквей как бы автоматически перешло к Константинополю. Но это было первенство чести, а не власти, и Патриарх Константинопольский воспринимался как «первый среди равных».

 

В наши же дни богословы из Константинопольской Церкви утверждают, что он «первый без равных». Что он может по своему усмотрению перекраивать границы Поместных Церквей. Что он может вторгаться в пределы Поместных Церквей, наводить там свои порядки и устраивать свои ставропигии. Что для всех Церквей он является высшей апелляционной инстанцией. Что он может росчерком пера упразднить многомиллионную Церковь, имеющую более ста епископов, более двенадцати тысяч приходов, более двухсот пятидесяти монастырей, и передать ее права и наименование раскольничьей структуре. Что он может объявить самосвята законным епископом и «вернуть сан» человеку, никогда такого сана не имевшему или утратившему его в силу впадения в раскол. И все эти особые привилегии якобы основываются на 28-м правиле Халкидонского собора, текст которого в действительности не содержит ничего подобного.

 

На основании расширительного толкования того же правила утверждаются эксклюзивные права Константинополя на всю православную диаспору. В этом правиле говорится лишь о том, что митрополиты Понтийского, Асийского и Фракийского диоцезов Римской империи, а также «епископы у иноплеменников вышереченных областей» должны поставляться в Константинополе. Однако, отталкиваясь от этого правила, изобрели теорию о том, что юрисдикция Константинопольского Патриарха должна простираться над всеми «иноплеменниками», включая всех православных жителей Западной Европы, обеих Америк, Австралии, Азии. И теперь эту теорию усиленно продвигают.

 

В 1950-м году схиархимандрит Софроний (Сахаров), ныне причисленный Константинопольской Церковью к лику святых, назвал все эти притязания «ересью Константинопольского папизма». Он предсказал, что раньше или позже эта ересь приведет к расколу мирового Православия. Увы, пророчество старца Софрония сбылось, и мы сегодня пожинаем горькие плоды тех притязаний Константинополя, которые во времена его жизни были еще в зачаточном состоянии.

 

Угрозы единству Православия, проистекающие из действий Константинопольского Патриарха, требуют широкого соборного осмысления со стороны иерархов, клириков, монашествующих и мирян. Надеюсь, что нынешняя конференция, проводимая в стенах Киевской Духовной Академии, внесет свой вклад в осмысление тех вызовов, с которыми столкнулась сегодня Православная Церковь.

 

Желаю помощи Божией всем участникам конференции, а многострадальной и гонимой Украинской Православной Церкви мира и процветания.

 

Иларион, митрополит Волоколамский,

председатель Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата

 

648

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ