Почати
11.04.2023 - 23:30
Кінець
11.04.2023 - 23:30
Слово
ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Белогородского Сильвестра в Великий Вторник
Богослужебные тексты и Евангельские чтения этого дня сосредоточены на беседах, которые Господь Иисус Христос имел в этот день. Евангелист Марк говорит об этом дне: «Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины» (Мк. 11:27). Разумеется, речь не о простой прогулке по территории храма, но об общении с теми, кто подходил ко Христу и задавал Ему вопросы. Враги Господа, не желая принять Его проповедь в ее истине и простоте, стремились все перевести в область им хорошо знакомую, для них ценную, и ими же выдуманную: власти, права, авторитета. Не имея чего возразить по сути слов Господа, они решают поставить под сомнение саму возможность проповедовать: «какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11:28).
Вожди иудейские полгали, что для обращения с поучением к народу необходимо обладать полномочиями, которые даются или происхождением от колена Левина (священство), или обучением в специальных фарисейских школах. Вспомним удивление учителей иудейских: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15). Господь Иисус готов ответить на этот вопрос, но при условии, что сначала они ответят на Его вопрос: «Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне» (Мк. 11:29-30). Дальнейшие рассуждения фарисеев и старейшин показывают, что они не могут дать ответ на этот вопрос, потому что в любом из случаев придут к невыгодному для них утверждению. Отказавшись дать ответ на этот вопрос Господа, а вернее, сказав «не знаем» они, тем самым, были раскрыты как лицемерные и лукавые. Христос же им отвечает: «Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Мк. 11.30). Божественный Учитель не сказал, что не знает, но — что не скажет, потому что нужно быть достойным услышать истину.
Из иных библейских текстов этого дня обращает на себя внимание притча о десяти девах и притча о талантах. Синаксарий Великого Вторника посвящен именно притче о десяти девах: «Вот и притчу о десяти девах рассказал, склоняя всех к милосердию … научающую нас всегда бодрствовать и к встрече истинного Жениха благими делами и особенно милостью готовыми быть, ибо неизвестен день и час кончины». Притча о талантах (Мф. 25:14-30) нашла отображение в богослужении Великого Вторника в двоепеснце прп. Косьмы, который читается на Утреней на восьмой песни. Причта о талантах имеет эсхатологическое значение, то есть относящееся к суду Божьему, на котором каждый человек должен дать ответ за свои дела и слова (ср. Мф. 12:37 и Евр. 9:27). Если обратиться ко всей 25-й главе Евангелия от Матфея, то увидим, что притча о талантах следует сразу же после притчи о десяти девах. И завершается эта глава прямыми словами Спасителя нашего Иисуса Христа о страшном суде: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25.31). Таким образом, очевидно, что эти две притчи, хоть и под разными образами, но все же говорят о времени суда Божьего. И, кроме того, объединены еще одной важной темой — темой роста, приобретения, умножения добродетели, стяжания Благодати.
Отдельного упоминания стоит вопрос фарисеев о подати кесарю (Мф. 22:15-22, Мк. 12:13-17, Лк. 20:20-26). Хотя в евангельском тексте нет на єто прямых указаний, однако, это событие многими толкователями принято относить именно ко Вторнику Страстной Седмицы. Очевидно, это вопрос был из череды тех вопросов, которые не просто должны были поставить Христа в затруднение, но и стремились скомпрометировать Его настолько, чтобы можно было выдвинуть Ему серьезные обвинения. Политическая подоплека этого вопроса очевидна. Старейшины прекрасно понимали, если Господь ответит, что надо платить подать кесарю, это вызовет неприятие и даже гнев народа, а если скажет, что платить не надо — Его можно будет обвинить в неуважении к власти, и даже бунтовщичестве. Господь, перед тем как дать ответ, просит динарий, то есть римскую серебряную монету. И спрашивает, чье изображение на ней? Получив ответ, что это изображение кесаря, Спаситель говорит известные слова: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Как понимать эти слова Господа? Потребовав римскую монету у вопрошающих Его, Господь сразу обнаруживает, что эти деньги в наличии у тех, кто с ним беседует. А если народ рассчитывается деньгами римлян значит, по сути, признает над собой власть римлян. Это очевидное реальное положение: чья денежная система — того и власть. А если это так, значит надо платить налог той власти, которую признаешь над собой. Так устроены земные государства. Однако, далее сказано, что надлежит отдавать Божие Богу.
В сопоставлении с первой частью ответа это порождает более сложную проблематику. Как разграничить, что принадлежит кесарю, а что Богу? Особенно учитывая, что в римском государстве воздавались божественные почести императору. Очевидно, что кесарю (в широком смысле слова) принадлежит, то, что создано государством: от дорог до систем образования и медицины. Но это земное. В этом смысле «всякая власть от Бога» (Рим. 13:1), то есть сам принцип власти как стремления к организации и упорядочиванию жизни людей на основании справедливости и движения к благосостоянию. Однако, это не значит, что любая власть благословлена Богом. История знает множества примеров достижения и удержания власти разнообразными беззаконными способами. В результате нарушается само предназначение власти: упорядочивание людского сообщества, достижение стабильности и спокойствия, которые позволяли бы каждому отдельному человеку реализовывать себя заменяется на обладание властью как самоцель, власть ради власти.
Также ясно, что между Божьим и кесаревым возможно противостояние. Это происходит в тот момент, когда кесарь претендует на Божье, то есть хочет владеть тем, что ему в принципе не принадлежит и принадлежать не может. В такой ситуации каждый верующий должен поступать согласно словам апостольским сказанным власть имущим: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19). Это риторический вопрос, ответ на который каждому христианину ясен. Христиане всегда знали, что бывают времена, когда кесарь претендует на Божье. И всегда верили, что в конце времен воцарится некто, кто будет посягать на Божье в высшей степени: кесарь, желающий сосредоточить в своих руках Божье и кесарево, стать богом, получить божественное поклонение. Его личного имени мы пока не знаем, но сейчас называем его антихрист.
Итак, давая ответ о подати кесарю, Иисус Христос указывает нам: исполняйте как граждане обязанности по отношению к государству и власти; как члены земного общества, пользующейся земными благами и достижениями — отдавайте дань (налог), тому кто обеспечивает вас этим. Но всегда помните, что речь идет о земном положении, о земных вещах. Когда же речь будет идти о Царстве Божьем, то Небесному Царю следует отдавать, что Ему принадлежит как нашему создателю, то есть нашу душу. Не отдавайте вашу душу во власть другого человека, даже если это сам кесарь. О чем апостол Павел скажет: «Вы куплены дорогою ценою (имеется в виду крестные страдания Иисуса Христа, — а.С.); не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7:23).
В Великий Вторник, как и прочие дни Страстной Седмицы, ум наш должен быть погружен в раздумья о страданиях Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы в храмах так часто слышим, что и нам следует пройти через крестный путь и Голгофу для того, чтобы Воскреснуть вместе с Господом славы. Но каков наш крест? Где его взять? Как его нести? Свт. Иннокентий Херсонский в одной из своих проповедей на Страстную седмицу говорит: «Итак, желающий быть распятым со Христом, не опасайся недостатка в крестах… где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия? Везде, где мы с тобой… Христианин не обязан искать сих крестов; но, когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся. Посему каждый, в каком бы месте и звании ни был, должен всегда питать и укреплять в себе святую решимость, — стоять, в потребном случае, за имя Спасителя своего до крови; должен предварительно делать сие, дабы при нашествии опасности, устрашившись смерти, не постыдить своея веры и не заставить потом Спасителя своего постыдиться такового малодушия пред лицом Бога и Ангелов».
