Почати
28.08.2023 - 23:30
Кінець
28.08.2023 - 23:30
Категорії
Публікації
СЛОВО
ректора Киевской духовной академии и семинарии
архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
на праздник Успения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
«Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остается девственным и смерть обручается с жизнью» (Канон, 9-я песнь), — воспевает сегодня Церковь, прославляя Успение Девы Марии. Какие удивительные слова — смерть обручается с жизнью! В какую тайну они вводят нас? В тайну жизни и смерти Преславной и Преблагословенной Матери и Девы! В Православной Церкви есть много праздников, посвящённых Богородице. И, конечно же, каждый из них пытается приоткрыть и показать нам тайну Марии. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что тайна Девы Марии может быть выражена в двух словах: Приснодева и Богородица. Всё, что мы знаем о людях, всё, что мы знаем о человеке и человеческой природе, вмещено в этих двух словах. Никогда никакая женщина ни до, ни после Пресвятой Девы Марии не смогла зачать бессеменно — стать Матерью, при этом оставаясь Девой. Приснодевство обозначает, что Богородица и до рождения Господа Иисуса — Дева, и в момент рождения и после рождества остаётся Девой.
В имени Богородица, говорит прп. Иоанн, содержится все таинство Домостроительства. Богородица родила Того, Кто является истинным Богом, но становится настоящим человеком. И если спросим мы, Кого родила Пресвятая Дева, то с верою должны сказать: Бога, но по человечеству: «боголепная Дева родила плотию Бога Слово», — говорит свт. Кирилл Александрийский. Для святых отцов характерно подчёркивать, что действие Божественного Домостроительства не одностороннее. Бог никогда не уничижает и тем более не уничтожает волю и желания человека: «Бог убеждает, а не принуждает, ибо принуждение не свойственно Богу», — пишет мученик Иустин Философ. Именно потому, даже когда вся сила Божественного Всемогущества вплотную подошла к человеку, для исполнения Божественного Замысла нужен ответ человека. И Дева Мария дает такой ответ в момент Благовещения: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Святой Николай Кавасила утверждает, что без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры, Предвечный Совет не мог бы быть осуществлен.
Но при всем величии Девы Марии, Она — человек: «мы не именуем Ее богиней, — прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем», — провозглашает прп. Иоанн Дамаскин. Смерть Ее возвещаем… Богородица, как и все мы, — дочь Адама и Евы, а значит не была изъята от власти прародительского греха, или как принято говорить, первородного греха. Смерть — неестественное состояние для человека. Она есть результат и следствие первого греха Адама и Евы: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12), — пишет св. апостол Павел. И он же говорит: «в Адаме все умирают» (1Кор. 15:22). Все дети Адама, все происшедшие от него люди и весь род людской стали смертны, под стражей и ее властью. И Дева Мария, как и каждый человек, не была изъята из первородного греха. Но, как об этом единогласно учат святые отцы тем не менее у Нее не было личных грехов. Ничем Она не согрешила: ни делом, ни словом, ни мыслью, ни желанием. И все же над Ней, Пречистой, действовало это жестокое и страшное последствие прародительского греха — смерть. Дева Мария должна была умереть. Преблагословенная Матерь Господа, носившая на руках Сына Своего — Бога всех людей, должна была умереть… «Как же могла умереть Та, Которая стала Богородицей и осталась Приснодевой? Разве это не есть уничижение Преславной?», — спросят многие.
Тайна Девы Марии — это не только Непорочное Зачатие и Приснодевство, но и тайна Ее смерти. Можно было бы упразднить эту тайну, сказав, что смерти никакой не было, что Она была просто взята на небеса, но православное богословие никогда не шло таким путем, чтобы вместо благоговейного свидетельствования тайн веры произошло их упразднение. Нет, братья и сестры, Богородица на самом деле умерла. И сегодня Церковь вспоминает это событие. Только именуем мы его не смертью, а успением. Почему так? Разве только потому, что само слово «смерть» вызывает у нас некое отторжение и страх. А слово «успение» звучит красиво? Нет, конечно! Мы именуем смерть Богородицы успением, потому что исповедуем, что Ее Сын — победитель смерти. Апостол Павел восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55) и он же говорит, что «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). И все же смерть продолжает существовать, но это уже не такая смерть. Она также продолжает собирать свою жатву. Она также неумолима и всеобща. Она также неестественна для нас, потому что Бог смерть не создавал. Но все же она уже не та… Она властна над телом, вернее, над соединением души и тела, разлучение которых друг от друга и есть смерть, но не властна над душой, над ее состоянием. Смерть властна разъединить душу и тело, но она утратила свою власть над душой… Она стала только переходом в мир иной. Теперь она лишь переправа, а не всесильная владычица. Потому апостол Павел и говорит слова, которые невозможны не только в античном мире, но ив Ветхом Завете: «смерть — приобретение. … имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1. 23). Как разительно отличаются эти слова от слов царя Давида, плачущего и молящегося к Вседержителю «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).
Смерть Пресвятой Девы Марии — не страх, не ужас, не мучение. Смерть Пресвятой Девы Марии — это засыпание для того, чтобы быть ещё больше прославленной со Своим Сыном. Поэтому в Ее успении мы не видим скорби, трагедии, в успении мы видим лишь прославление Пресвятой Девы Марии. Святитель Герман Цареградский, сравнивая Благовещение Пресвятой Богородицы и Ее Успение, говорит, что как бессеменному зачатию предшествовало явление архангела Гавриила, так и Успению предшествовало явление того же Ангела с вестью, что Ей предстоит умереть: «Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то через известного Ей ангела предвозвестил Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых… чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена». Смерть для Пресвятой Богородицы не была внезапной, страшной, болезненной, мучительной, но тихой, безмятежной, подобной засыпанию.
Но ведь даже некоторые праведники Ветхого Завета были взяты на небеса? Неужели Господь не мог удостоить этого Свою Пречистую Матерь? Святитель Филарет Московский отвечает на этот вопрос таким рассуждением: «После решительной победы над смертью, нужно было для возбуждения к подвигу и осторожности в деле спасения душ, показать еще оставшуюся некую силу смерти и показать в таком лице, которое долженствовало быть ближе к участию в победе над смертью». Таким образом, по мысли святителя, Господь проводит Деву Марию через смерть, чтобы показать, что смерть для рода человеческого еще существует, и что даже Достойнейшая из всех живших не изымается из этого круговорота смерти, хотя смерть Ее была тихой и блаженной. Смерть, говорит прп. Иоанн Дамаскин, обращаясь к Владычице, стала «для Тебя переправой к бессмертию».
Успение — переправа к бессмертию. Потому и поем в этот день: «смерть обручается с жизнью». Смерть обручается с Божественной Жизнью. Господь наш Иисус Христос говорит, что Он есть жизнь (Ин. 14:6) об этом также пишет апостол Иоанн Богослов в своем послании: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20). Однако, пройдя врата смерти, Дева Мария не осталась в объятиях смерти, но Своим Божественным Сыном была воскрешена в прославленной плоти и взята на небеса. И пребывает там выше сил ангельских как прославленное творение Бога и Матерь Сына Божия. Хотя данное учение не догматизировалось Церковью, однако многочисленные святые отцы исповедует его. Это ясно видно в сочинениях прп. Иоанна Дамаскина, труды которого всегда рассматривались как эталон православного вероучения. Да и богослужение сегодняшнего дня содержит в себе указание на это учение, которое также восходит к преданию Иерусалимской Церкви.
Прп. Феодор Студит говорит в своей проповеди на Успение: «связуется язык мой, когда повествует о таинстве воскресения твоего». Свт. Григорий Палама пишет: «Она единственная ныне с богопрославленным телом имеет пребывание с Сыном; потому что ни земля, ни гроб, ни смерть не могли окончательно удержать живоначальное и богоприемное тело…». Святой Николай Кавасила проповедует: «Тело же по кратком пребывании в земле, и само вместе с душой удалилось отсюда… Поэтому гроб принял Ее на малое время, а затем Небо восхитило эту новую землю, духовное тело, сокровищницу нашей жизни, славнейшую Ангелов и святейшую Архангелов». Свт. Филарет Московский в одной из своих проповедей на Успение, ссылаясь на древнее церковное предание, также говорит: «Как прежде неверие Фомы обращено в доказательство достоверности воскресения Христова: так теперь умедление Фомы обращается в средство к прославлению вознесения Богоматери, — еще сокровенного, как сокровенна была жизнь Ея на земли».
Таким образом, согласно Священному Преданию Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария умерла, но не была удержана смертью. И через несколько дней по своем успении была в теле вознесена на небеса, где вошла в славу Сына Своего Спасителя мира Иисуса Христа. Отчетливо это церковное учение видно в тропаре праздника Успения, где есть такие слова «во успении мира не оставила еси, Богородице»; «преставилася еси к животу, Мати сущи Живота». Успение Богородицы — не просто переход от земной жизни в небесную славу, но и пребывание выше всех сотворенных существ — выше ангельских сил и всех святых. В таком положении Богородица чтится Церковью, как Та, которая не оставила мир, но наоборот, после Успения свое молитвенное попечение о мире осуществляет с особой силой и властью, данной Ей Божественным Сыном Иисусом Христом. Именно потому, богослужебные тексты сегодняшнего дня наполнены не скорбью, и тем более отчаянием, а тихой благодатной радостью.
И сегодня, воспевая Успение Пречистой Богородицы, мы одновременно прославляем Ее как усердную заступницу рода христианского до скончания века и молитвенницу о всех нас. Аминь.
Слово архієпископа Білогородського Сильвестра (Стойчева) у день свята Успіння Пресвятої Богородиці
