Почати
24.09.2023 - 23:30
Кінець
24.09.2023 - 23:30
Категорії
Публікації
ПРОПОВЕДЬ
ректора Киевской духовной академии и семинарии
архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА
в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (о талантах)
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангелие от Матфея 25:14-30
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Выражение «зарыть талант» давным-давно означает в нашем языке не раскрыть свои дары по причине нерадения и лени. Однако сам этот образ взят из той притчи, которую сегодня мы слышали — о талантах. Безусловно, как и у прочих библейских текстов, у этой притчи есть множество смыслов. Это притча и о суде Божьем, и о доверии, и, конечно, о духовной лени.
Прежде всего, данное иносказание имеет эсхатологическое значение, то есть относящееся к тому суду Божьему, на котором каждый человек должен дать ответ за свои дела и слова (ср. Мф.12:37 и Евр.9:27). Если обратиться к всей 25-й главе Евангелия от Матфея, где содержится эта притча, то увидим, что притча о талантах следует сразу же после другой известной притчи — о десяти девах. И завершается эта глава прямыми словами Спасителя нашего Иисуса Христа о страшном суде: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25.31). Таким образом, очевидно, что эти две притчи хоть и под разными образами, но все же говорят о времени суда Божьего. И, кроме того, объединены еще одним важной темой — темой роста, приобретения, умножения.
Итак, талант, который хозяин дает своим рабам — это древняя мера серебра. Она очень крупная — более 30 кг серебра в одном таланте. Даже один талант — это целое состояние. Вот такую большую денежную сумму доверяет хозяин трем своим рабам. Обратим свое внимание на слово «раб». Мы, православные верующие, называем себя рабами Божьими, и часто этим наименованием вызываем насмешки, непонимание, и даже гнев от людей нецерковных. Однако, в Священном Писании ясно говорится, что на земле абсолютно все люди служат кому-то. Или Богу, или греху и дьяволу (ср. Рим. 6:15–23). Святые апостолы неоднократно называют себя рабами Иисуса Христа (ср. Кол. 4:12; Рим. 1:1; Иуд. 1:1), не видя в этом ничего унизительного, хотя Сам Христос называет их Своими друзьями: «но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:14-15).
Те же кто надсмехаются над выражением «раб Божий», к великому сожалению, зачастую, на самом деле являются рабами греха (Ин. 8:34), похотей и самого диавола (Гал. 4:3; Тит. 3:3; Рим. 16:18), а также рабами других людей, хотя апостол Павел прямо предупреждает: «не делайтесь рабами людей» (1 Кор. 7.23). Таким образом, когда говорится о рабах Божьих, то речь идет о преданности, верности, бескорыстии. Раб противоположен другому понятию — «наемник» — тот, который часто выполняет те же функции, что и раб, но за плату, или другие привилегии. С особой ясностью негативность образа наемника видна в притче о добром Пастыре, где паству оставляет именно наемник (Ин. 10 гл). Попросту говоря, в библейском понимании у раба всегда есть личное отношение, привязанность, любовь к тому, кому он служит, а у наемника — только желание получить вознаграждения за проделанный участок работы.
Итак, притча гласит, что хозяин, под которым очевидно понимается Сам Бог, раздал своим рабам таланты: одному пять, другому два и одному один, соответственно. В самом этом моменте содержится важнейший смысл, который придает притче не только эсхатологический смысл, но и подчеркивает межличностные отношения, выраженные в доверии. Поэтому притча о талантах — это еще и притча о доверии. Уже отмечалось, что даже один талант — это очень внушительная сумма. Хозяин уезжает далеко, и раздает, по сути, все, или почти все свое состояние трем людям, которым он по-настоящему доверяет. В конечном итоге, любой хозяин прекрасно понимал, что рабы, получив такие средства в свои руки, могли бы за день исчезнуть и начать жизнь обеспеченного человека в другой части света, где бы никто его не нашел. И если хозяин, понимая все это, дает свои таланты этим рабам, значит доверяет им.
Бог вообще всегда доверяет людям. Он доверил Адаму и Еве прекраснейшей Эдем, Он доверил первым людям их собственную свободу! Творец всегда доверяет человеку, потому что доверие — это проявление любви. А наш «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). И что с того, что те, кому Он доверяет могут пренебречь этим доверием? Бог все равно поступает согласно Своей любви к роду человеческому, потому что как Бог Он всегда благ: «Ибо в отношении к Богу нельзя сказать сначала о бытии и тогда уже о том, что Он — Благ», — говорит прп. Иоанн Дамаскин, подчеркивая такое свойство Бога как благость.
Притча — это иносказание. Под хозяином понимается Сам Господь, под рабами — разного типа люди. Но что же понимается под талантами? Толкование здесь самое разнообразное, ведь в конечном смысле даже слово «талант» давно имеет значение не меры серебра, а дара. Святые отцы под талантом подразумевают всевозможные дары, которые Господь дает человеку. Это самые разные дары. У каждого человека свой дар, свой талант. Это могут быть и природные наши таланты, и те дары, которые мы получаем в таинствах Церкви. Уже свт. Иоанн Златоуст говорит, что под талантами можно подразумевать вообще все, что дано человеку в качестве дара: «то, что находится во власти каждого, — или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное». В любом случае, таланты-дары — это конкретные способности и возможности, которые Бог дает человеку. Потому хотя пытливый наш ум стремится точно установить значение этих талантов, все же смысл притчи не в том, чтобы точно определить, что именно подразумевается под талантами, а в отношении к полученным дарам. Причта о талантах — причта о росте, увеличении, мудром использовании.
Важно не получить дар, а развить его. Или, используя язык притчи, отдать в рост. Есть важный принцип всего существующего — все должно идти в рост, в приобретение, двигаться к совершенству, к полноте. Достигается это через взаимосвязь, через обращение к другим — именно потому в притче сказано, что таланты были употреблены в дело. Таланты не даны просто для того, чтобы ими владели, таланты даны для того, чтобы ими служить другим. Ведь верные рабы увеличивают таланты через посредников. В полной мере ведь ясно, что и посредники оставляли себе процент с этой деятельности. А значит причта о талантах снова и снова напоминает всем нам, что талант раскрывается, умножается только при помощи других людей. В послании к Коринфянам апостол Павел с чрезвычайно яркостью пишет, что Господь даёт таланты не для того, чтобы они у нас просто были, а для того, чтобы мы этими дарами помогали другим. Если кто-то имеет дар утешения, то не для того, чтобы человек утешал сам себя, а чтобы утешал скорбящих. А если кому-то дан дар учительства, то не для того, чтобы человек учил сам себя, но, чтобы он учил и наставлял других и так далее (ср.1 Кор. 14 гл.).
Обращает на себя внимание еще один момент этой притчи: «и одному дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф. 25, 15). Важное уточнение: «…каждому по его силе». Господь раздаёт таланты, но в разном количестве. И действительно, люди обладают разной силой воли, разными чертами характера. И развитие этих талантов очень часто напрямую зависит от силы человека, от силы его характера, воли, чтобы реализовать свои способности. Господь даёт таланты, учитывая индивидуальное состояние каждого человека, и поэтому одному дает пять, другому два, и другому один талант. Как и в притче о десяти девах, в притче о талантах присутствует тема ожидания и прихода, или даже возвращения. И как обычно это происходит внезапно. Хозяин неожиданно возвращается домой и требует отчет. Два раба возвращают в два раза больше, чем они получили изначально. Интересно, что им обоим Господь говорит одно и то же: «…войди в радость Господина своего» (Мф. 25:21-23). Это обозначает, что награда и для одного, и для другого раба одинакова несмотря на то, что один принёс десять талантов, а другой четыре. Их награда одинакова, потому что усилия, потраченные на увеличение талантов, были равнозначны. Оба раба потратили одинаково сил, чтобы увеличить изначальное количество талантов в два раза. Соответственно, Господь даёт награду и благословение не за количество талантов, а за правильное отношение к их увеличению, с учётом потраченных усилий и времени: «награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел», — говорит свт. Феофан Затворник.
Но в притче есть еще один раб, который получил один талант. Если каждому таланты даются по силам, то один талант — это минимум. Кто этот раб, у которого силы так слабы, что ему дали всего лишь один талант? Один из толкователей говорит, что этот раб — образ христианина, которого нельзя опознать как христианина. Как понимать эти слова? Это такой христианин, который исповедует христианскую веру, но не живёт христианской жизнью. Его никак не отличить от язычника или атеиста, или представителя другой религии. Добродетелей он не имеет, поведение и привычки такие же, как и у прочих людей. И тем не менее, он находится на служении у Господа, и ему также дается талант. Именно этот раб ничего не делает для того, чтобы увеличить полученный талант. Он зарывает свой талант в землю. С одной стороны, зарывание ценного в землю — древнейшая форма сохранения, с другой — тут нам также представляется глубокий смысл. Человек создан из земли, и дыхания жизни: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Зарывая свои таланты в землю, ленивый раб подчиняет свой талант, свою жизнь, свою волю именно земле, праху, тлению. Все его стремления и желания земные. О небесном, духовном он никогда не думает. Образно говоря, его лицо, его взгляд всегда направлены вниз, к бесформенной глине, из которой он вышел благодаря воле Творца. Святой апостол Павел так описывает подобное состояние: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Лукавый раб мыслит именно о земном, и потому конец его — погибель, потому что нет в нем ничего светлого, нет стремления развивать в себе духовное начало.
Третий раб не проявил смекалку и усердие, чтобы увеличить полученный талант. Но посмотрите, как усерден он в самооправдании! Когда Господь спрашивает с него, этот человек говорит Ему: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25:24-25). Господин обращается к нему: «лукавый раб и ленивый» (Мф. 25:26), потому что раб из лени не хотел трудиться над своим талантом. Но когда надо дать ответ господину, он придумывает причину, которую видит в якобы дурных качествах своего хозяина. Раб в своей бездеятельности как раз обвиняет господина. В самом поведении и словах раба есть скрытая отсылка к истории Адама и Евы. Прародители получили множество талантов, они преисполнены ими, ведь сказано, что Господь создал их совершенными. Когда же происходит грехопадение, Господь обращается к Адаму, и спрашивает его, не нарушил ли Адам повеление Господне, но Адам обвиняет своего Творца и говорит, что виновата Ева, которую Он создал (Быт. 3. 11-12). То есть снимает с себя ответственность, и перекладывает её даже не на Еву, а на Творца: Я ни в чём не виноват! Виноват Ты! Ты создал Еву, которая сначала совершила грех, а потом и самого меня склонила ко греху, и произошло нарушение заповеди! И вот этот раб напоминает нам самого Адама. Когда Адам не хочет признаться в грехе, ссылается на то, что его Творец не совершенен. Это опять же напоминание всем, что самая страшная ситуация, которая может произойти, — это винить Бога. Как часто мы слышим, что Бога обвиняют в существовании зла, несправедливости, и так далее и тому подобное. Но на самом деле, человек всеми силами вытесняет Бога из своей жизни, выдавливает Его, а когда вдруг что случится, сразу вспоминает о Нем. Но не для того, чтобы обратиться и покаяться, но желая обвинить Создателя, и тем самым впасть еще в больший грех. Так поступил Адам, так поступает лукавый раб, и так поступают многие грешники, которые не хотят признать себя ленивыми, лукавыми, и живущими только тем, что отвергают Бога.
В ответ на абсурдные, наглые обвинения своего раба, хозяин отвечает ему: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26-27). Господин как бы говорит рабу: «Даже если я действительно по твоему обвинению плохой хозяин, несправедливый, разве не должен ты по логике человеческой бояться моей несправедливости и потому быть еще усерднее?» Но раб настолько лукавый, что в какую бы ситуацию его не поставили, он всё равно не будет ничего делать, потому что он — ленив. И какой бы не был у него хозяин, добрый или злой, он делать ничего не будет из-за своей лени и безответственности. В ответ на такое поведение раба, хозяин приказывает наказать его. В том, что нерадивым оказался получивший самое маленькое количество талантов, прп. Ефрем Сирин видит своеобразную божественную педагогику: «Господь показал порицание не на том, который получил пять талантов, дабы не сказали: возложил на нас бремя выше сил наших». В действительности, если бы ленивый раб получил пять или три таланта, то по своей наглости и лукавству, он стал бы говорить, что получил слишком много и потому не справился.
Поручая наказать нерадивого раба, господин говорит: «итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 28-29). Эти слова часто вызывают непонимание и даже возмущение: как так забрать у неимущего и отдать тому, кто уже имеет. Однако, давайте представим себе ситуацию из жизни. Некий начальник дал своим подчиненным задание, и кто-то справился хорошо, кто-то хуже, а кто-то вообще ничего не сделал. Но работа должна делаться. Какие выводы сделает начальник? Очевидно, что похвалит тех сотрудников, которые проявили усердие. А тому сотруднику, который провалил задание, показал лень и безответственность не будет больше доверять. Даже более — то, что уже было ему доверено начальник заберет и передаст тому подчиненному, который показал, что справляется с поставленными задачами. Разве не так поступили бы мы? Точно также поступает и хозяин в притче. Он отнимает талант, потому что ленивый раб не способен ни с чем справиться; и отдает талант рабу, показавшему свою трудоспособность и умения.
Раба лукавого и ленивого хозяин не просто порицает, но приказывает изгнать: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:29). В Евангелиях подобное выражение встречается часто. Оно имеет ярко выраженное эсхатологическое значение. Например, в притче о десяти девах, где юродивые девы остаются во вне, и не пускаются в дом, куда пришёл жених. А также есть целый ряд других притч: о злых виноградниках, или о званых на брачный пир, где человек не в брачной одежде изгоняется вон. Эти образы напоминают всем нам о некой готовности, которая должна быть у нас, чтобы войти «в радость господина своего». Прп. Симеон Новый Богослов, в одном их своих слов наставляет: «не тот уже и спасен, кто целым сохранил данный талант, то есть данный ему дар благодати, но тот, кто и умножил его».
Итак, братья и сестры, даже если у нас великие дары, будь то умения или возможности, будь то дары Святого Духа, полученные нами в Церкви — мы не должны думать, что уже само по себе это обладание нас спасет! Мы обладаем талантами лишь потому, что получили их по воле Вседержителя, Который и есть их настоящим Владелец, а мы как бы получили эти таланты в долг на время нашей земной жизни. Потому Господь Сердцеведец смотрит не на то, какими из талантов мы обладаем, а на добродетель, которую приобретаем, развивая таланты. Поэтому дорогие братья и сестры не будем высокомерствовать о наших дарах, но подвигом добрым будем подвизаться, приумножая таланты и сохраняя веру (ср. 2 Тим. 4:7), чтобы в день, когда надлежит нам явиться на суд Господень, мы услышали заветные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Аминь.
Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у Неділю 16-ту після П’ятидесятниці
2452