Проповедь архиепископа Белогородского Сильвестра в Неделю Крестопоклонную

19.03.2023

Почати

19.03.2023 - 23:30

Кінець

19.03.2023 - 23:30

Категорії

Публікації

 

ПРОПОВЕДЬ

ректора Киевской духовной академии и семинарии

архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА

в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

 

8:34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Евангелие от Марка 8:34 — 9:1

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Великий Пост длится шесть недель. Третья неделя — как раз середина Поста —именуется Крестопоклонной. Во время богослужения Честной Крест Господень выносится в центр храма, где верующие под торжественное пение прикладываются к нему. В Православной Церкви есть еще один праздник, посвященный Кресту Господнему — Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Однако, если этот двунадесятый праздник больше сосредоточен на догматическом, богословском осмыслении Крестной смерти и почитании знамения победы Христовой, то великопостное воспоминание Креста устремленно к глубинному смыслу христианской жизни, которое может быть выраженно в одном слове: крестоношение.

 

Евангельское чтение этого дня гласит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34 — 9:1). Итак, желающие идти за Господом должны взять свой крест и следовать за Ним. Не лениво плестись, не шествовать торжественно, не идти прогулочным шагом… Но идти, водрузив на плечи свой крест. Каждый может представить себе картину несения креста. Само это выражение во времена земной жизни нашего Господа значило всецелое отречение, полную отдачу себя. Именно на такое понимание полного отречения указывают слова: «кто потеряет душу свою».

 

Однако, прежде пояснения этих евангельских выражений, следует провести различие между мирским и церковным пониманием этих слов «взять свой крест».

 

Нередко «в миру» несением креста называют простое перенесение жизненных трудностей, без всякого религиозного их осмысления. Само собой разумеется, что у каждого человека на земле есть дела, «которыми трудится он под солнцем» (Еккл. 1: 3). И в большинстве случаев, по слову премудрого, это суета сует (Еккл. 1:2). Любой человек осознающий бремя жизни человеческой начинает характеризовать его как крест, то есть как некую тяжесть и страдание. Но человеку в принципе свойственно искать и предавать смысл своим страданиям и переживаниям. Однако предавать своим обычным, будничным тягостям ценность и видеть в них тот самый крест, который предлагает нести своим ученика Господь — есть некое духовное мещанство. Как ярко сказал поэт о таком состоянии: «Не крест — бескрестье мы несем, а как сгибаемся убого».

 

Крест, который мы должны взять, чтобы следовать за Христом, — не просто заурядные тяготы жизни. Крест, о котором говорится в Евангельском тексте, непосредственно связан с верой во Христа. Кто верует Господу, тому дается крест! И этот крест — не тот крест, о котором говорят в миру, не крест трудностей жизни, а крест Христа, ради Христа, и несем его вместе со Христом. Следует обратить внимание на контекст фразы: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Она произносится сразу после исповедования Петра (см.: Мк. 8:29) и его уговоров не идти Спасителю на страдания, на что Господь и отвечает: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Таким образом, кто хочет быть со Христом, тот должен взять крест и следовать за Ним.

 

Вместе с верой и доступом к благодати через веру во Христа (см.: Рим. 5:2) даются и те испытания, которые мы должны нести ради Господа Иисуса Христа. Несение этого креста — подражание Христу. Верующим во Христа нужно быть готовыми к непониманию, к поношению, к оскорблению и даже к смерти. Господь говорит: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Слово душа в Священном Писании нередко означает жизнь (см. Исх. 21:23, Втор. 19:21). То есть Христос говорит ученикам: кто утратит свою жизнь ради Меня и Евангелия, тот на самом деле сбережет ее, потому что вместо жизни земной получит жизнь вечную.

 

Что есть драгоценное для человека, чем его жизнь: «за жизнь свою отдаст человек все» (Иова 2:4). Человек цепляется за жизнь до последнего, до последней секунды. Но речь идет именно о том, чтобы отдать жизнь свою… Говорится, разумеется, не о том, чтобы буквально умереть такой же смертью на кресте, как Христос. И тем не менее все же речь о смерти как высочайшей точке подражания Господу Иисусу, Который смирил Себя даже до смерти (ср. Флп. 2. 7-8). Именно поэтому в Церкви изначально присутствует особое почитание мучеников, засвидетельствовавших свою веру кровью. Однако же всегда, число мучеников минимально по отношению к множеству верующих. Неужели только мученики несли крест? Неужели только они одни наследуют спасение? Неужели нет иного способа нести крест, кроме мученичества?

 

Несение креста — способ, путь. Главное в нем — следование за Христом. Уже апостол Павел говорит об ином распятии себя — ради Христа: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24). Итак, борьба со страстями, то, что принято называть аскезой, есть разновидность несения креста. Апостол Иоанн Богослов наставляет: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.2:15), ибо «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19). «Мир, — определяет прп. Исаак Сирин, — есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями». Таким образом, мир — это царство тех, кто служит страстям и диаволу, и противостоит Богу. Вырваться из этого можно через духовную войну (ср. Еф. 6:12), в которой крест и его несение есть наше главное оружие, позволяющие нам через толщу греха, страстей, слабостей, силы и ненависти мира прорваться к Богу.

 

Братья и сестры! Мир и диавол хитры, сильны, изворотливы. Не всегда они преследуют верующих через силу, но всегда через разнообразные искушения. Мир и князь его (ср. Ин. 14:30) неизменно будут бороться против слова крестного, которое для мира всегда есть и будет юродство, соблазн, безумие (ср. 1 Кор. 1:18-23). Мир всегда будет нам говорить: какая глупость — эта ваша вера! Какое безумие избегать наслаждений! Какая унизительная слабость не стремиться к получению власти, положения, влияния! Ваше христианство такое отсталое. Вы такие лицемерные, вы — ничтожные!

 

Но мы с вами, братья и сестры, возьмем свой крест и будем идти за Господом. А кричащим, плюющим, улюлюкающим и оскорбляющим нас, как и всегда за тысячелетнюю историю Церкви просто тихо ответим: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1. Кор. 1:18).  Аминь!

 

Проповідь архієпископа Білогородського Сильвестра у Неділю Хрестопоклонну

 

1107

ДОДАТКОВІ ДОКУМЕНТИ